До сих пор ректорское и студенческое сообщества существовали как бы в непересекающихся плоскостях: в лучшем случае встречались и обсуждали свои проблемы в рамках отдельно взятых вузов. Сейчас все изменится, заявил на первой встрече с активом РССО Виктор Садовничий. Начнутся встречи “на высшем уровне”, и в качестве первой в сентябре этого года пройдет совместное заседание РССО и РСР. “Для ректоров это будет очень важно, хотя и неожиданно”, — предположил главный ректор страны.
Со временем студенты и ректоры подпишут договор о сотрудничестве. Пока же они определяют основные направления совместной деятельности. В числе приоритетов — как житейские стороны вузовской повседневности: самоуправление, быт, общежития, так и основополагающие вопросы — качество образования, вузовская наука. И здесь, по словам ректора МГУ, накопились серьезные проблемы, которые можно решить только сообща: “С 90-х годов качество нашего образования постепенно падает. Выпускники школы сейчас гораздо слабее тех, что были 20 лет назад. Да и в вузе студенты мотивированы скорее на диплом, чем на качественное образование: многие не учатся, а работают”.
Переломить негативные тенденции необходимо, подчеркнул Садовничий: в противном случае России не видать ведущих позиций ни по одному приоритетному направлению развития науки в мире, а это — заявка на ее окончательное и бесповоротное превращение во второразрядную страну. Своей ближайшей задачей в этой связи РСР считает закрепление за образованием в готовящемся интегральном законе статуса “государственного приоритета, а не услуги по принципу: больше заплатил — больше получил”. А кроме того, вовлечение молодежи в крупнейшие международные научные проекты.
Студентам идея понравилась, и они дополнили ее новыми предложениями. Одно из самых радикальных — создание системы студенческого контроля качества образования с опорой на комитеты в вузах. Ничего подобного в России нет, но за рубежом практика давно опробована, рассказал “МК” координатор РССО, глава студсоюза МГУ Андрей Андриянов: “С одной стороны, это составление рейтингов преподавателей вуза — между прочим, в ряде стран рейтинг ниже определенного уровня является основанием для увольнения. С другой — обновление учебных курсов с помощью работодателей. А то у нас даже в лучших вузах есть курсы, которые читаются по 40 лет”.
Среди других идей — ежегодный открытый доклад о задачах и проблемах российского студенчества; создание Антикоррупционного студенческого фронта, призванного выявлять и предавать огласке через СМИ факты вузовской коррупции; создание Всероссийской биржи труда молодых специалистов и реального кадрового резерва (он же кадровый лифт) власти. Кстати, с властью, как оказалось, “дети” готовы взаимодействовать ничуть не меньше, чем с “отцами”. А уровень их здорового прагматизма позволяет рассчитывать, что игра с политиками пойдет на равных: заявив о готовности войти в создаваемый партией власти Народный фронт, лидеры РССО сразу оговорились, что “это даст студентам дополнительные возможности для реализации своих инициатив”. Другими словами, четко дали понять, что не дадут использовать себя, ничего не получив взамен.
Направлений для совместной деятельности ректоров со студентами, как показало обсуждение, полно: в некоторых областях вузовской жизни, что называется, конь не валялся. Однако приоритетами, уточнил “МК” Виктор Садовничий, “станет учеба, студенческое трудоустройство, быт и общежития”. Другая первоочередная задача — борьба с распространением наркотиков в вузовской среде: “Студенты должны взяться за эту проблему сами под лозунгом “Университеты без наркотиков”. Ребятам, употребляющим наркотики, у нас не место. Их надо либо лечить и помогать им, либо создавать вокруг атмосферу нетерпимости. Вон в КНР, где население с конца XIX века буквально погибало от наркотиков, коммунисты в 20-е годы ХХ века вели настоящий антинаркотический террор. И тем самым спасли великую страну”, — напомнил глава РСР.