Шатурский район. Вообще он считается одним из самых пожароопасных — как-никак треть территории составляют торфяники. И на сегодняшний день, по словам местных властей, здесь два очага возгорания — один на территории Костеревского военного лесничества, а второй в 2 км от поселка Струя.
— В ночь с пятницы на субботу трое туристов в Костеревском лесничестве поставили палатку (мы нашли ее обгорелые останки), напились, развели костер, — рассказывает глава Шатурского района Андрей Келлер. — Когда огонь переметнулся на деревья, они, судя по всему, все бросили и сбежали. Поймать их вряд ли удастся. Но, ей-богу, попадись они мне в руки, я устроил бы суд Линча — и пусть бы меня потом за это наказали. Из-за этих трех уродов сейчас на месте возгорания работают 122 человека. Подключили солдат срочной службы… Пожар фактически потушен, смога нет. Поскольку очаг возгорания находится очень далеко от жилых домов, то люди не увидели даже задымления, а до Москвы точно ничего не дойдет.
Что касается поселка Струя, официально там прописано 2 человека, вместе с дачниками живут 7. Так что в случае чего мы их можем очень быстро эвакуировать. Однако, думаю, этого не потребуется. Я принял решение запретить въезжать на все территории, которые загорелись, автомобилистам. Они также будут временно закрыты для пешеходов.
Туголесское лесничество. 3 июня лесники национального парка “Мещера”, прочесывающие местность, увидели дым сразу в двух местах по разные стороны дороги. Авиационная разведка факт возгорания подтвердила и дала точные координаты. Тут же на место выехали государственные инспекторы парка и поймали там странного мужчину.
— Молодой, с длинными волосами и вообще на вид похожий на неформала, — рассказывают инспекторы. — Нам показалось, что он был пьян или под воздействием каких-то препаратов. Мы попросили показать, что у него в сумке, — оказалось, там целый арсенал, включая какие-то кинжалы, арбалеты. И еще травматическое оружие у него при себе было. Он сидел на пригорке и просто смотрел на горящий лес!
— Группа добровольцев, которую возглавлял я, — говорит представитель общественной организации Григорий Куксин, — в тот момент была неподалеку, на другом очаге возгорания — в районе Кондорова болота (это тоже территория национального парка “Мещера”). Та угроза была очень серьезной, но огонь удалось остановить. И как только мы узнали о том, что горит уже в другом районе, сразу рванули туда — ведь площадь возгорания была больше 10 гектаров. Поджигатель, скорее всего, действовал один. И у нас есть подозрения, что он сразу в двух местах устроил пожар. Когда у него спросили, зачем он это сделал, он ответил, что просто хотел разжечь костер, чтобы погреться. Сотрудники полиции Гусь-Хрустального района Владимирской области задержали его. Кстати, Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях категорически запрещает разводить костры в национальных парках.
В Рослесхозе уверяют, что повода для паники сегодня нет. И по состоянию на утро 5 июля на землях лесного фонда Московской области действующих лесных пожаров не было.
— Днем раньше, 4 июля, действительно было ликвидировано 8 лесных пожаров, — поясняет представитель ведомства Виктория Миронова. — Причем только 5 из них возникли именно в этот день, остальные загорелись раньше. Речь идет о местах в Шатурском и Орехово-Зуевском районах. Люди очень волнуются: за месяц поступило больше полутора тысяч сообщений о пожарах. Но большинство из них не подтвердилось. Просто люди сейчас перестраховываются и звонят, как только увидят где-то на горизонте дымку. Большинство звонков поступает от мужчин. И, кстати, самые бдительные — москвичи. Памятуя о прошлом лете, они теперь просто обрывают телефоны МЧС и Рослесхоза. На Ленинском проспекте мы хотели демонтировать щит, предупреждающий об угрозе лесных пожаров, где был указан номер, по которому надо звонить в случае беды. Так вот, местные жители чуть ли не митинг организовывали, стали грудью: дескать, не трогайте щит! На самом деле мы его просто хотели перенести в другое место. Но бдительность горожан радует, хотя поводов для тревог все-таки нет.