Недавно столичные власти наконец-то поделили с железнодорожниками привокзальные территории. Земля попала в аренду к РЖД, и новые хозяева засучив рукава принялись наводить порядок. Первый удар пришелся на Комсомольскую площадь. В ночь со среды на четверг бетонным забором начали обносить знаменитый “Крест” — торговый комплекс, расположенный между Ленинградским и Ярославским вокзалами. Похожая судьба постигла и все остальные близлежащие мелкие магазинчики.
Тяжелая техника работает, несмотря на утренний час пик. Рядом с торговыми павильонами стоит грузовик, груженный плитами. Кран подцепляет их и устанавливает на опоры. Проходящие мимо люди с интересом глазеют на происходящее. Сами же работники “Креста” смотрят с ужасом и спешно пакуют товары.
— Ума не приложу, куда все это девать, — говорит продавщица пляжной обуви, — где дальше работать — тоже непонятно. К вечеру должен приехать хозяин и увезти вещи. О том, что нас будут закрывать, говорят не первый год, но мы не ожидали такого стремительного развития событий.
Как выяснилось, моя собеседница слукавила, когда говорила про неосведомленность торговцев. Свет в магазинах отключен уже с неделю. Чтобы продолжать работу, некоторые коммерсанты поставили перед входом генераторы. Примечательно, что, несмотря на скорое закрытие, скидку на товар оставшиеся торговцы делать не собираются. Даже компьютерные диски продают по обычной цене.
— В течение 2–3 недель мы освободим от торговых палаток все городские привокзальные площади, — говорит начальник столичной дирекции железнодорожных вокзалов — филиала ОАО “РЖД” Сергей Абрамов, — а уже в ближайшие два месяца благоустроим Комсомольскую площадь. Разработан архитектурный проект для Ленинградского и Ярославского вокзалов. Мы будем озеленять территорию, поставим лавочки. На месте “Креста” появится фонтан или памятник. Детали еще окончательно прорабатываются.
По словам г-на Абрамова, для площади трех вокзалов уже есть отдельная транспортная схема. Здесь кроме стоянки для такси появятся места для автобусов и маршруток. Будут организованы трансферы до крупных транспортно-пересадочных узлов.
Будущее же всех палаток и ларьков определено. Политика железнодорожников: на привокзальных площадях торговли быть не должно. Будут редкие исключения — для киосков с прессой, к примеру. Обязанность разобрать все торговые павильоны лежит на их владельцах. Если хозяева этого не сделают, магазины будут демонтированы за счет РЖД.
Официальная торговля перекочует под крышу. На том же Ленинградском вокзале планируется удвоить коммерческие площади. К сентябрю там появится свой ресторанный дворик, по типу тех, что делаются в крупных торговых центрах.
В то же время на Комсомольской площади продолжает действовать неофициальная “биржа труда”. Каждый день там собираются сотни людей, которые готовы наняться почти на любую работу чуть ли не за еду.
— Большая часть работников собирается перед Ленинградским вокзалом утром, где-то с 7 до 9 часов, — говорит из членов “биржи” Олег. — В поисках заработка я прихожу сюда уже без малого 10 лет. Бывает, что удается найти нанимателя в тот же день, а иной раз и неделю приходится ждать.
Олег приехал в Москву с Украины. По его словам, дома работы нет — приходится искать тут. По профессии он высококвалифицированный сварщик. На любое предложение старается не откликаться, ищет место, где нужен именно его опыт.
— Бывает, конечно, что берешься за все подряд, если деньги кончаются, — рассказывает мой собеседник, — погрузка, разгрузка на складе. Главное, не попасть на кидалово. У меня на это уже глаз набит. Как-то раз месяц работал в Зеленограде на строительстве муниципального здания, а денег мне так и не заплатили.
По словам Олега, каждый день на площади собирается порядка 300–500 человек. Все разных возрастов, начиная с 18 и кончая 60 годами. Расценки такие: от 500 до 1500 рублей в день.
— Если нас погонят с Комсомольской площади — переберусь на станцию электричек Перловская, — говорит собеседник, — там находится другая точка найма рабочей силы. Ярославское шоссе хуже тем, что там одни азиаты стоят. Русских там не привечают.
Останется “биржа труда” перед Ленинградским вокзалом или нет — неизвестно. Г-н Абрамов заявил, что заниматься бродягами и прочей подобной публикой должны специальные городские службы, а не железнодорожники. Сами же “наемники” от властей ничего хорошего не ждут.