2010 год завершает пятилетку ФЦПРО-2006-2010. Поэтому в первую очередь, разъяснила на презентации отчета о выполнении программы в думском комитете по образованию директор департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко, «выполнялись ранее начатые проекты или проекты, связанные с реализацией стратегических направлений». Такие, к примеру, как подготовка к переходу на новые стандарты высшего образования и младшей школы или введение новой системы оплаты труда педагогов. Правда, многие проблемы так и остались нерешенным, признала она. Поэтому «доводить» их придется в новой пятилетке в 2011-2015 годах.
Например, так и не пошло полномасштабное профильное обучение. Школе ставилась задача обеспечить возможность учиться по профилю в любых средних учебных заведениях, а не только в гимназиях и лицеях, как сейчас. Однако в 2010 году этого не произошло: появились лишь отдельные профильные программы и пилотные площадки. Правда, большинство школ уцелеет и при таком раскладе. А вот о вузах этого не скажешь.
В 2010 году дополнительное финансирование получали лишь несколько десятков университетов, причисленных к «ведущим». Остальные сидят на голодном пайке. В итоге «одни вузы богатеют, другие – подавляющее большинство – стремительно беднеют. И чем закончится такая ФЦПРО, угадать несложно», - констатировал зампред комитета по образованию Гаджимет Сафаралиев. «Угадывают» закономерный финал и в Минобрнауки: «У нас 70% выпускников школы с высшим образованием. А столько специалистов этого уровня экономике не надо. Требуется, например, 25 тысяч учителей в год, а мы выпускаем 125 тысяч», - парировала Низиенко.
Главной же из нерешенных проблем остается обеспечение местами в детских дошкольных учреждениях. Бились над ней бились, однако в 2010 году очередь в детсады не только не рассосалась (хотя такая задача ставилась), но даже подросла до 1,9 млн человек. И, возможно, будет расти дальше. Другая столь же очевидная беда – материально-технические условия школы, категорически не подходящие для перехода младших классов на новые образовательные стандарты с 1 сентября этого года. «Взять хотя бы спорт, - обрисовала ситуацию член думского комитета по образованию Ирина Роднина. - Стандарт образования по физвоспитанию абсолютно не связан с имеющимися в школах спортсооружениями и спортинвентарем». И так за что не возьмись, хотя требования к условиям, в которых проходит процесс обучения, прямо записаны в стандарте. «Зачем тогда было его принимать?» - выразила общее недоумение Роднина.
Правда, кое-какие деньги на переоборудование школы все же пойдут. Что-то под переход на новые стандарты первых классов выделили регионы (правда, не все), сообщила Низиенко. Ассигнованы, наконец, и средства из федерального бюджета: до конца 2011 года – 20 млрд рублей, в 2012-м – 60 млрд, и в 2013-м – 40 млрд, уточнил глава комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин.
120 млрд рублей это, конечно, хорошо. Но мучает вопрос. Если учить по-новому должны с сентября 2011 года, то почему их выделили только сейчас, а не хотя бы в 2010-м? Тем более, что средства под ФЦПРО были отпущены немалые.
Как явствует из доклада правительства, ФЦПРО 2010 года обошлась стране более чем в 10 млрд рублей. (В том числе более 5,7 млрд из федерального и почти 4,3 млрд из региональных бюджетов). Траты распределились таким образом: на капитальные вложения – почти 2,4 млрд рублей (в том числе более 2,3 млрд федеральных и 69 млн региональных). На научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – в общей сложности менее 50 млн. А вот на «прочие нужды» - около 7,5 млрд (в том числе более 3,3 млрд из федерального и около 4,2 млрд – из региональных бюджетов).
Что это за такие «нужды» – бог весть: информировать о них общественность власти не считают нужным. Как отмечается в решении думского комитета по образованию, доклад правительства о выполнении ФЦПРО «не размещен на специализированных интернет-ресурсах, освещающих реализацию ФЦПРО, не опубликован в официальном печатном органе, хотя такая публикация предусмотрена законом «Об образовании». Впрочем, скрытность чиновников возникла не сегодня. В прошлом году, заслушав отчет о ФЦПРО-2009, думский комитет по образованию уже обращал внимание Минобрнауки на данное нарушение. Но ничего не изменилось: отчет о расходах на образование, по словам участников обсуждения, вновь остался достоянием «узкого круга ограниченных лиц».