Ежегодно москвич выкидывает в помойку около 500 кг мусора. На полигонах, где захоранивают львиную долю отходов, места все меньше. А ведь из мусора можно делать биогаз, удобрения, бумагу, флисовые куртки, дамские сумочки. Технологии позволяют перерабатывать даже отработанные жиры из общепита в биодизель.
Однако для этого необходима прежде всего система раздельного сбора мусора. Когда-то в Москве пытались установить контейнеры для сбора пластика и бумаги, но идея почему-то не прижилась. Декоративными украшениями стали и фандоматы — никто так и не понял, как ими пользоваться. Тем временем в Петербурге усилиями экологов контейнерами для раздельного сбора мусора оборудована треть дворов. “А ведь столичный закон еще с 2005 года установил, что раздельный сбор мусора в городе обязателен”, — говорит руководитель токсической программы “Гринпис России” Алексей Киселев.
Но его нет, из-за чего перерабатывающим предприятиям, например стекольным, картонным заводам, катастрофически не хватает сырья. Например, каждая бутылка состоит из вторсырья минимум на 30%. А в Москве осталось от силы три десятка пунктов приема стеклотары. Их основной клиент — бомжи и алкоголики. Но в последнее время и эти маргиналы нашли более выгодный источник дохода — сдачу алюминиевых банок. За килограмм банок дают 15 рублей, а килограмм битого стекла стоит 30 копеек. “В маленьких городах есть люди, которые собирают использованные бутылки в ящики. В Москве это невозможно. К тому же стекло — тяжелый груз, и на другой конец города сдавать его никто не повезет. Выгоднее везти мешками сплюснутые банки”, — говорит гринписовец Дмитрий Кузнецов.
Экологи надеются, что карта, с помощью которой можно найти ближайшие к дому пункты приема макулатуры, стеклотары, алюминия, ртутных ламп и даже старой одежды, пополнит армию сторонников раздельного сбора мусора.