По решению городских властей рынок в “Лужниках” должен закрыться 30 июня. Но пока автобусы по-прежнему каждый день привозят к олимпийскому комплексу десятки людей из разных регионов страны.
Все выглядит как обычно. По рядам снуют носильщики, продавцы мороженого катят свои тележки. В местных летних кафе вовсю жарят шашлык. Надо отметить, что при ближайшем рассмотрении ароматные яства уже не кажутся такими привлекательными. Шашлык вместо того чтобы быть классическими кусками мяса, нанизанными на шампур, больше походил на колбаску из фарша. Во всех местах жарили одно и то же. Видимо, один поставщик на всех. Я спросил, что же это за странное блюдо, не похожее на то, что делают обычно.
— Хорошее мясо. Люди берут и не жалуются, — ответил продавец.
Добиться вразумительного ответа о природе блюда мне так и не удалось.
Еще в прошлом году было объявлено, что нелегальная стоянка автобусов в “Лужниках” будет ликвидирована, а освободившуюся землю используют по прямому назначению — как парковку для посетителей спорткомплекса. Судя по тому, что транспорт так тут и остался, у водителей на этот счет было свое мнение.
Тут нужно сделать небольшое уточнение. Автобусы действительно согнали со стоянки олимпийского комплекса. Там теперь свои машины оставляют покупатели, приезжающие на рынок. Междугородный транспорт стали парковать на… пешеходных дорожках. Как раз около ворот, ведущих к Главной спортивной арене.
— Нам на новом месте нравится больше, — говорит водитель автобуса, — раньше мы стояли на асфальтированной площадке и жарились летом, а теперь мы в теньке. Можно посидеть под деревьями.
Я поинтересовался, не берут ли с водителей мзду за парковку около рынка.
— Стоянка для нас бесплатная, — рассказывает мой собеседник, — в Люблине даже кормят на халяву. Мы обслуживаем несколько торговых площадок. Когда я приезжаю из Краснодара, пассажиры высаживаются и в ТЦ “Москва”, и на “Садоводе”. Если закроют “Лужники”, мы просто переберемся вслед за продавцами. В Москве хватает места, где стоять автобусам.
По словам водителя, для него и коллег лучше всего было бы, чтобы всех столичных торговцев собрали в одном месте, желательно за МКАД. Тогда бы не нужно было мотаться между рынками, жечь топливо и стоять в пробках.
Жильцам окрестных домов соседство с “Лужей” тоже порядком поднадоело. Решение мэра закрыть рынок они встретили с радостью.
— Раньше на том мете, где стоят торговцы, был фонтан, — рассказывает местный старожил Зоя Кукленкова, — дети катались на велосипедах, просто гулять было приятно. Теперь там одна антисанитария. Туалеты вокруг платные, поэтому торговцы по нужде ходят прямо в кусты на территории. Запах идет соответствующий. Станция метро вечно забита людьми с баулами. Бывает, что и пройти нельзя.
Другая местная жительница, Марина, рассказала мне, что из-за постоянной торговли припарковать машину в собственном дворе стало невозможно. Кругом все заставлено. Все доступные по соседству квартиры давно сняты местными торговцами. “У моей подруги в соседней квартире живут больше 10 человек”, — говорит она.
А общее мнение резюмировал пенсионер Иван Алексеевич:
— Вонь, шум от машин, непонятные автобусы во дворах. Натерпелись. Эти “нужники” давно нужно было убрать!
Впрочем, горожане против рынков как таковых ничего не имеют. Люди придерживаются мнения, что дешевые вещи должны продаваться, тем более если есть спрос. Другой вопрос — торговать фактически в центре города и тем более около стадиона ими не следует.
Материалы по теме: "Конец 90-х"