Фальшмоб

Вы слышали о том, что несколько десятков молодых людей провели на Красной площади флэшмоб “Танцуй, как президент”?

Вы уже знаете, что они, нарядившись в майки с фото Медведева, отплясывали под песенку “Америкэн бой”, восставшую из ретро благодаря недавним ритмическим упражнениям Дмитрия Анатольевича? Впрочем, слышали вы об этом или нет, разница невелика — информация эта вряд ли оставит какой-либо след в умах и сердцах.

Вы слышали о том, что несколько десятков молодых людей провели на Красной площади флэшмоб “Танцуй, как президент”?

Хотя, казалось бы, это же вроде веселое самодеятельное шоу. Да еще под ярлыком “флэшмоб”, который изначально предполагает свободное творчество свободно собравшихся людей, призванное разнообразить жизнь в открытом, незашоренном обществе.

Что такое по сути флэшмоб (“мелькающая толпа”, если переводить с английского)? Самые разные люди договариваются (как правило, через Интернет), в назначенное время собираются в назначенном месте и одинаково совершают нестандартные действия по оговоренному сценарию. Придумать можно что угодно — скажем, гулять по торговому центру под открытыми зонтиками, смотреть на потолок и приговаривать: “Кажется, дождь собирается”. Все проделывается с серьезными лицами, фотографироваться и как-то показывать, что все это не случайно, не рекомендуется. Длится классический флэшмоб недолго, минут 15. Вызвав недоумение у непосвященных зрителей, участники флэшмоба расходятся, сливаясь с обычной толпой.

Наблюдать за такой непоняткой прикольно. Банальный поход в тот же торговый центр превращается в маленькое приключение. Участвовать еще интереснее — в первую очередь из-за хорошего чувства сопричастности с остроумными людьми, объединенными маленькой веселой тайной.

Я лично ощутил это во время одного из первых флэшмобов в Москве ранней осенью 2003 года. Несколько десятков человек встали у огромного информационного табло на Пушкинской площади и, протягивая к нему пульты от телевизоров, “переключали каналы”, приговаривая: “Что это показывают одно и то же?”. Многие при этом заглядывали в программу телепередач. Нас собрал только что возникший русский сайт о флэшмобах. Появившись в России немногим позже, чем в Америке и Европе, термин “флэшмоб” недели за две стал широко известным и популярным. Столь же быстро он и деградировал.

Во-первых, сайт был тут же замусорен не поддающимся реализации количеством предложений о проведении флэшмобов разной степени креативности и сварами типа: “А ты кто такой, чтобы здесь распоряжаться?”. Кончилось тем, что верные идее флэшмоберы ушли в более закрытые сообщества и по сию пору развлекаются незаметно для широкой публики — хотя бы потому, что такие междусобойчики интересны сами по себе и участники пиарить их и не стремятся. Ну а во-вторых, само понятие “флэшмоб” размыли до полной невнятицы.

Под ним, например, стали понимать рекламные акции. Если какие-то ребята вдруг начинают скакать по улице, крича что-то типа: “Грызите сухарики “Магадан”!“ — то это тоже именуется флэшмобом, хотя крикуны, а уж тем более невидимые организаторы акции, получают от производителей сухариков гонорары. И пляски на Красной площади на тему “Попса за президента” тоже проходят как флэшмоб, пусть напоминают скорее советский групповой пионерский танец на первомайской демонстрации, который перед этим репетируют несколько недель. Танцоры, конечно, старательно изображали спонтанность своей встречи, утверждали, что договорились о встрече через социальную сеть — в группе “Медведев — наш президент”. Но одинаковая униформа, а также заблаговременное оповещение об акции СМИ заставляют усомниться в их искренности.

Настоящий флэшмоб — игра, пустяк “для своих”, но именно в этом пустяке и заключается его маленький смысл. Смысл высокогражданской пляски на Красной площади теряется за его саморекламой. Важно не действие, а то, что его осветят в прессе и включат в отчеты о патриотической деятельности.

Как-то на одном из первых съездов “Наших” на Селигере лидер движения хвастался: мы наведем чистоту в соседнем городке. Сначала проведем до него пеший марш-бросок (около 20 км), а потом организуем субботник и везде расставим таблички “Здесь работали “Наши”. На резонную реплику — а не легче ли доехать до города на автобусах, а потом со свежими силами и эффективно поработать — он, не смущаясь, отвечал в том плане, что непременно надо показать, что “Наши” трудностей не боятся.

И еще. Безыдейный парад в честь Дня святого Патрика по Арбату или недавнее “шествие зомби” (там же) кончились для некоторых участников приводом в отделение. Остается удивляться, как при такой слаженной работе полиции она пропустила стихийную акцию молодых людей, собравшихся потанцевать под “Америкэн бой” аж на Красной площади…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру