Как сообщил председатель думской комиссии по законодательству Александр Семенников, в советские времена штраф за безбилетный проезд в трамвае превышал стоимость проезда в 33 раза. Сегодня — менее чем в 4. Мало того — в прошлом году, получается, ни один “заяц” штрафа не заплатил, — поступления от административных взысканий за этот вид правонарушения составили 0 рублей. Дело в том, что после жалобы пассажиров Верховный суд постановил: сотрудники Мосгортранса не вправе заниматься сбором штрафов. И сегодня его контролеры могут лишь либо потребовать оплатить проезд, либо попросить нарушителя покинуть салон.
Поэтому теперь в столице решено создать специальное государственное казенное предприятие “Организатор перевозок” (распоряжение правительства Москвы уже подписано), сотрудники которого будут ходить по общественному транспорту с целью отлова “зайцев” и привлечения их к ответственности путем выдачи квитанции на месте преступления. Впрочем, у нарушителей будет шанс восстановить справедливость через мировой суд, если они смогут доказать, что билет все же был. Семенников не исключает, что на первых порах вместе с сотрудниками “Организатора перевозок” будут ходить полицейские.
Правда, при этом остается совершенно непонятным, каким образом наказание хотят сделать неизбежным. Контролер даже государственного учреждения не имеет права просить у безбилетника паспорт, что дает тому возможность вписать в протокол о правонарушении вымышленные ФИО. Кроме того, “заяц” может не ставить в протоколе своей подписи — и потом ищи-свищи! “Для этого и существует механизм расследования преступлений. Ведь когда преступник убивает, он тоже не признается — но следственные органы его находят! А если нарушитель оставит в протоколе или квитанции вымышленные данные, может быть оштрафован еще и за оказание противодействия лицам, осуществляющим административное производство!” — оптимистично заверил Семенников.
С поправками в АК не согласились только коммунисты. “В СССР стоимость билета в общественном транспорте составляла 0,25% от размера средней зарплаты, а штраф — 1%. У нас что, средняя зарплата 100 тысяч рублей? У нас штрафы как в Европе, а зарплаты — как в Африке. Кончится тем, что по салонам автобусов будут ходить амбалы с очень коммуникабельной внешностью и выколачивать из пассажиров деньги. При этом нет никакой уверенности, что собранные ими деньги попадут в бюджет”, — возмутился глава “красной” фракции в МГД Андрей Клычков. В итоге коммунисты призвали не повышать штрафы, а снижать стоимость проезда.
А вот повышение собственной сметы депутаты одобрили единогласно и практически без звука. Куда конкретно пойдут дополнительные 33,6 миллиона рублей, выделенные в этом году парламенту, председатель бюджетно-финансовой комиссии Игорь Антонов внятно журналистам объяснить не смог. Но не отрицал, что львиная доля этих средств (более 27 млн.) предназначена на содержание депутатского корпуса. “Не исключено, что за счет этих денег мы повысим премии”, — сказал Антонов обозревателю “МК”. А потом вспомнил, что депутаты не имеют собственного фонда на подарки или материальную помощь избирателям — иногда приходится помогать людям из собственного кармана. Сегодня чистый оклад слуги народа составляет 120—125 тысяч рублей, размер премий, согласно принятому в конце 2008 года документу, не должен превышать 8 окладов в год. Однако Антонов отметил, что постановление еще могут поменять...