Основа начавшихся перемен в московском среднем образовании — переход на бюджетное финансирование школы в зависимости от числа учащихся. При этом существенная часть дополнительных средств, раньше выделявшихся московским правительством на поддержку гимназий и лицеев, будет отменена, сообщил Сергей Кузин. Норматив для любого первоклассника любой школы составит 73,3 тыс. руб. в год, а 10- и 11-классника — 120 тыс. руб. (сейчас в разных учебных заведениях норматив на одного школьника колеблется от 63 до 120 тыс. руб.). Школы “низшей категории” финансирования от этого точно выиграют. А вот гимназии и лицеи со временем проиграют. Инфляция съест финансовый задел, обеспечивающий высокое качество образования, а нового уже не будет.
Правда, пока речь идет всего о 125 школах. Остальные до 1 сентября 2012-го будут финансироваться по нынешней схеме. Да и потом господдержка некоторых учебных заведений сохранится, разъяснила “МК” Марина Иванова: “Сохранятся три категории финансирования: обычные школы; школы для одаренных детей; учебные заведения для инвалидов и детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. И если единое базовое финансирование получат все, то школы, где требуются дополнительные средства (например, две последние категории), получат дополнительный коэффициент”. Только статус гимназии или лицея, позволяющий рассчитывать на прибавку, придется ежегодно подтверждать. В том числе местами в городских рейтингах школ и итогами выполнения своих программ развития, подчеркнула она.
Школа получит большую самостоятельность — и в праве распоряжаться своим бюджетом, и в плане заработков на дополнительных образовательных услугах. И будет экономить на всем: от оплаты коммунальных услуг до численности учителей. В Москве, признал Сергей Кузин, уже начались сокращения: пока только персонала и “мертвых” учительских душ, но вскоре, дал понять он, дойдет и до реальных учителей. В регионах, вступивших в эксперимент раньше Москвы, учительство сократилось примерно на 20%. И то же, по оценке профсоюза, может произойти и в столице (сейчас соотношение “учитель—ученик” в России составляет 1 к 15—16, а в Москве — 1 к 12). В первую очередь под удар попадут учителя пенсионного возраста. Чтобы подсластить им пилюлю, профсоюз пытается договориться с Департаментом образования Москвы о доплатах к учительским пенсиям (порядка 5—7 тыс. руб. в месяц) или о единовременном выходном пособии (его размер, пояснила “МК” Марина Иванова, может составить 380—400 тыс. руб.). Среди других рисков перехода на новую модель — отсутствие гарантированного минимума учительских зарплат (по экономике Москвы минимальная зарплата составляет 10,4 тыс. руб., за которые никто в школах работать не будет), а также предложение ввести учительские надбавки в зависимости от сложности предмета и его важности для данной школы. Так, учителям математики, русского и иностранных языков предлагается установить коэффициент в 15% к основному окладу, а их коллегам, преподающим физкультуру, ОБЖ и экологию, — 0%. Это, подчеркнула Иванова, “попытка разделить учителей, имеющих единые квалификации, диплом и образование”.
Одновременно изменится и принцип начисления учительских зарплат. Естественную (так называемую стимулирующую) часть будет распределять школьный управляющий совет. А это в сочетании с дележом коэффициентов окончательно расколет учительский коллектив.