— Все началось в субботу, 23-го числа этого месяца, — говорит координатор общественной организации “Архнадзор” Рустам Рахматуллин. — К дому на Большой Якиманке подъехала техника. Экскаватор быстро начал разрушать заднюю стену здания. Наши активисты попытались воспрепятствовать работам, но охранники начали отгонять людей. У нас при себе были документы, взятые с сайта Москомнаследия. В них говорилось, что департамент считает необходимым не начинать работы до проведения дополнительных проверок. Мы вызвали полицию, приехавший экипаж встал на нашу сторону и приостановил разбор дома до понедельника.
Согласно проекту, застройщику разрешили провести частичную “разборку” здания с обязательным сохранением фасада. Однако же, как выяснилось в понедельник, у застройщика в рукаве был спрятан козырь. Противникам сноса показали документ, выданный Москомнаследием, который разрешал снос вообще всего, так как, согласно бумаге, оставить фасадную стену технически невозможно.
Пока городские власти разбирались в том, какие все-таки разрешения есть у строителей и что из этого законно, а что — нет, строители продолжали свою работу. К среде от дома почти ничего не осталось. Всю внутреннюю часть уничтожили, остался один пресловутый фасад.
— Когда экскаватор добрался до стены, которую, по идее, надо сохранить, он нанес по ней несколько ударов, — говорит г-н Рахматуллин, — в результате этого часть верхнего карниза отвалилась и упала на пешеходную галерею.
Металлические листы, закрывающие сверху тротуар, смяло как бумагу. Чудом никто из людей не попал под кусок стены, хотя народу в тот момент рядом с домом хватало. Вообще, стройплощадка отгорожена отвратительно. Ни вменяемых заборов, ни каких-то защитных конструкций со стороны улицы как не было, так и нет.
После падения карниза к месту происшествия оперативно приехали работники районной управы и опять остановили все работы. Кроме того, строителям вручили письмо из Москомнаследия, в котором сообщалось, что департамент отзывает согласование на проект организации работ по разборке здания.
Г-н Рахматуллин высказал мнение, что застройщик вообще не заинтересован в сохранении фасада. Стена, около которой активно ведутся работы, никак не укреплена.