Дон Кихот сегодня

Непременная черта донкихотов — умение сочинять иную реальность, чем та, которая губит и убивает

Я пытаюсь представить его сегодняшнего — нелепого, высокопарного, наивно верящего, приносящего себя в жертву… Кто он? Из каких слоев общества выкристаллизовался? Какой профессией владеет? К какой социальной группе населения принадлежит? Зачем явился не запылился с копьем наперевес в наш нынешний день? И нужен ли такой не от мира сего обалдуй теперешней жизни? Реален ли? С кем из сильных мира сего ему пристало бороться? Какие лозунги провозглашать? Против каких ветряных мельниц он призван и решится воевать?

Непременная черта донкихотов — умение сочинять иную реальность, чем та, которая губит и убивает
Рисунок Алексея Меринова

На протяжении человеческой истории (и, соответственно, истории литературы) являлись различные модификации, трактовки, версии этого бессмертного (случайно ли, что бессмертного?) персонажа. Типы (и прототипы) Рыцаря печального образа менялись в зависимости от окружающих декораций и эпох, но суть натуры оставалась неколебимой: недотепа, чудак, изгой, не ведающий банальных правил, враг пошлостей, коими руководствуется большинство. Сеятель странных идей и сентенций, слуга благородства, фантасмагорический приверженец добра… Вечный Христос вечно новых и вечно старых времен, выступающий против ханжества и зла, против фарисеев (использую слово в современном его истолковании, то бишь лукавцев и интриганов), против торгашей, попирающих святыни храма выгадыванием, помогающий заблудшим — и в этом порыве забывающий себя и собственные интересы. Совершающий в итоге небывалые чудеса, указывающий пути к совершенству (коего нет, но к которому многие тем не менее почему-то стремятся). Заставляющий снулые души встрепенуться и прозреть.

Князь Мышкин бесспорно принадлежит к этой породе, с поправкой на явную неадекватность, психическое отклонение. Разве нормальный станет вести себя бескорыстно и безрассудно? Человеколюбиво? Никогда! Ни за что!

Сервантесовский Рыцарь печального образа, само собой, тоже не вполне вменяем. Кто в этом усомнится? Конечно, сдвинутый! Конечно, помешанный. Конечно, лох! По такому смирительная рубашка плачет. Его конфликт с обществом, с трезвой и жесткой действительностью тем и вызван, продиктован, что он — чокнут. Пыльным мешком огрет. Если бы все рождались с такой, как у него, патологией, аномальной установкой творить и отстаивать добро — что за жизнь настала бы? Все бы только и делали, что уступали друг другу места в транспорте, долю в бизнесе и прибыль, красивых женщин и мужчин — да, их тоже уступали бы кому ни попадя, хоть слабачкам, хоть нравственным уродам, лишь бы никого не обидеть, не обделить, не ущемить в правах. Страшно представить, что началось бы, если бы все стали сплошь бессребрениками. Чем тогда пробавлялась бы экономика? Что двигало бы вперед прогресс? Коли никто не ищет выгоды, навара, наград и почестей, а лишь расшаркивается перед остальными и подставляет левую щеку после удара по правой, тогда исчезает соревновательный эффект, испаряется состязательная составляющая финансового, политического и глубоко личного успеха. Никто не рвется к первенству, не добивается проведения, к примеру, зимней Олимпиады на своей неокультуренной территории и чемпионата мира по футболу в мало кому ведомых городах, не пытается завоевать при отсутствии вокальных данных приз “Евровидения”, не дает и не берет взяток — а это уж и вовсе нонсенс, кранты, трагедия, застой во всех сферах и процессах бытия, да не такой бархатный застой, как в брежневскую ласковую эпоху, а подлинно безысходный, когда усилия миллионов идут прахом и ликвидация грянувшего кризиса и вызванной им безработицы ставится под угрозу, катится под откос.

…Было ли место, оставался ли для донкихотства хоть сантиметр пространства на оккупированном нацистами плацдарме Европы, на поле схватки человечества с пытающейся уничтожить его бациллой гитлеризма? Казалось бы, философия любой войны, в том числе Второй мировой (Курт Воннегут называл ее второй попыткой самоубийства, предпринятой человечеством), проста: бей, искореняй фашистскую догму и ее гадов-воплотителей! Разве можно оставаться безучастным в великом противостоянии зла и добра? Ну а если ситуация не позволяет идти в лобовую атаку? Если ты — узник концлагеря и лишен не то что оружия, а элементарных возможностей выживания? Если заточен в гетто и приговорен к гибели? Как сможешь и сможешь ли проявить донкихотство? Реальный человек — Генрик Гольдшмит, более известный под именем Януш Корчак, — шагнул в смерть, в душегубку Треблинки, чтобы вверенным его заботе детям не так страшно было погибать, лишившись поводыря и учителя, чтобы в последний миг находиться рядом с ними и успокоить их колыбельным словом… Доктор Корчак сочинял не только научные педагогические трактаты, он сочинял и сказки. Возможно, одной из них и убаюкивал детей перед вечным сном.

Непременная черта донкихотов — умение сочинять иную реальность, чем та, которая губит и убивает.

Великий гуманист Альберт Швейцер, богослов и теоретик искусства, демонстративно — до тех пор пока не состарился, — не принимал участия в политической борьбе (которую, видимо, считал чепухой на постном масле), хотя социальная несправедливость с детства терзала его душу. Он не принял участия ни в Первой, ни во Второй мировой войнах (за что его клеймили многие современники), хотя гитлеровская идеология была ему глубоко противна. Уехал в Африку, где создал клинику и помогал нуждавшимся в медицинской помощи аборигенам, посвятил этой благородной миссии всю свою долгую жизнь. Оказывается, донкихотство может принимать формы избирательного уклонения от борьбы, непротивления ужасу — компенсируя (хотя бы отчасти) эту мнимую пассивность подвижническими деяниями в сферах, далеких от “горячих точек”…

Дон Кихот в женской юбке… Возможно ли такое? В романе французского писателя Ромена Гари “Обещание на заре” речь о женщине — Дон Кихоте, фантазерке и упрямице, матери, беззаветно любящей своего сына и (чем не сказочница?) постоянно придумывающей все более и более захватывающие сюжеты его будущей судьбы. В итоге сын осуществляет замышленный матерью абсолютно несбыточный план.

Неожиданную ипостась Дон Кихота запечатлел в эпопее “Дата Туташхия” грузинский прозаик Чабуа Амирэджиби. Дон Кихот — отшельник, сомневающийся, уставший, отчаявшийся человек — лишний человек, намеренно избегающий общества людей… Потому что бессмысленно к ним взывать.

В романе есть любопытный эпизод: его герои патриотически рассуждают о Родине, и тут в их компанию вторгается высокий жандармский чин. Герои умолкают, хотя жандарм, оказывается, тоже высокий патриот и способен изъясняться на возвышенные темы не менее горячо и красиво. Что мешает двум патриотическим взглядам сомкнуться? Загвоздка в том, что путь к свободе, в которой видят панацею диссиденты ХIХ века, и путь их антипода, жандарма, играющего людьми, как кошка с мышью, заведомо несовместимы.

Кстати, реально ли донкихотам сотрудничать со спецслужбами? Думаю, ответ ясен: те и другие вряд ли поймут друг друга.

Бывают ли времена, благоприятные для донкихотства? Благоволящие, понимающие и лелеющие отщепенцев? Явись такой рыцарь без страха и упрека в наши дни и — как будет встречен нами? Наверное, как всегда, в штыки. Ведь поди опять станет бороться с ветряными мельницами: продажными правителями, их коррумпированными слугами, с призраками маячащей зимней Олимпиады в Сочи и грядущего чемпионата мира по футболу?

Неужели невдомек ему: миражи развеются, схлынут, сгинут, пропадут — так стоит ли растрачивать себя на борьбу с “ничем”?

Подлинный идальго, однако, интуитивно чувствует: если не бороться, то и не победить.

Беда еще и в том, что без Дон Кихотов не осознавшие и не нашедшие своего места Санчи Пансы пребывают в растерянности и не знают, куда податься. Эти чистые и добросовестные ведомые сбиваются с курса и панталыку и начисто утрачивают себя.

Но, может, пусть наступит хотя бы век этих недалеких симпатичных ослиных наездников — вместо упрочения царств откровенных негодяев?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру