Общество памятников

Репортаж из самого необычного музея столицы

Репортаж из самого необычного музея столицы

Слава КПСС

И среди этой тишины ходим мы журналисты «МК» и Николай Переслегин — советник руководителя Департамента культурного наследия столицы Николай Переслегин. Само собой, начало нашей маленькой экскурсии у подножия «Железного Феликса». Постамент изрядно затерт. Видны следы краски, которой, победившая демократия щедро измазала один из символов тоталитаризма. Спрашиваю у Николая Переслегина о перспективах возврата памятника на прежнее место.

— Нет. Саму скульптуру надо сохранить, чтобы такое больше не повторялось. Никаких планов о переносе Дзержинского, насколько мне известно, не существует. Это прежде всего часть нашей истории…

История здесь представлена богато. Вот Иосиф Виссарионович в самых разных видах. Дмитрий Евсеев — главный хранитель музея показывает нам целую ленинскую поляну. Тут, вообще, собрано много полит—лидеров. В самых разных исполнениях: скульпторы Чазов, Бичуков, Виленский. По большей части, как нам сообщают, все эти бюсты (а они представленны особенно широко) взяты из запасников. Эпоха социалистического реализма подрузамевала изобилие художественных средств. Собственно говоря, я не могу припомнить ни одного скульптора—монументалиста, не обслуживавшего власть имущих. Специфика. Тут в стол не напишашь.

А вот и главная персона — И. В. Сталин работы Сергея Меркурова. До крайности романтический вождь всех народов кутается в полы гранитной шинели. И не холодно. Строго напротив вождя всех народов одиноко и беззащитно задрав голову вверх оглядывает небеса Андрей Дмитриевич Сахаров. В этом музее много таких неожиданных параллелей. Прямо за спиной скульптуры Сталина виден монумент всем тем, кого Сталин убил. В металлическую решетку спрятаны каменные головы. Такая стена смерти.

Ваши документы!

Сейчас, когда началась паспортизация памятников, у Дмитрия Евсеева прибавилось хлопот. Хотя, как он утверждает, хлопоты это приятные.

— В марте мы получили компьютерную программу для паспортизации. Она очень удобна для составления каталога. Коли паспортизацию делать в полном объеме, то лучше и не надо. И фотграфия и документы. Но я сейчас один делаю всю эту работу. Приходится делать ее по упрощеной схеме. Успел сделать пока мало, хорошо бывает когда хоть несколько скульптур успеваю оформить. И не забывайте, есть еще и реставрационные работы. Причем, наш единственный реставратор временно отсутсвует. Но выкручиваемся, фонды пока позволяют. В обслуживании скульптур главное вовремя заметить проблему. Тут как везде. Если это каменная скульптура, то надо ее обработать паровой машиной, высушить а потом залить спецклеем. Железные скульптуры требуют меньше внимания. Они покрыты коррозией. Как и бронза. Патину на бронзе вообще не рекомендуется трогать, так сохранность лучше. В основном, к нам попадают скульптуры в нормальном состоянии. Н у а если выявляются проблемы, то тогда помещают скульптуру в специальное помещение (видели мы его. Наверное, надо бы выделить и побольше площадь). Там мы ее приведем в порядок…

Общество памятников

Общество памятников

Смотрите фотогалерею по теме

А вот и скульптура человека, собственно говоря, придумавшего тренд «социалистический реализм». Алексей Максимович Пешков здесь, по утверждению городских властей, прописался временно. До окончания реставрации площади Тверской заставы. Судя по тому, что мы наблюдаем возле Белорусского вокзала, автору «Буревестника» здесь придется провести еще некоторое время. Тонкая все же штука слава. Напомню, что автором памятника является, на секундочку, Вера Мухина. Та самая, что Рабочий и колхозница и граненый стакан (но это уже легенда). Опять же, при демонтаже памятника (здесь нам неоднократно подчеркивали, что собраны в Музеоне не памятники, а скульптуры), так вот, при демонтаже свернули на фиг значительную часть постамента. Болгаркой и прочими хирургиескими инструментами. Но здесь все привели в порядок.

Слава бывает разной. Вот скульптура работы Леонида Баранова. Михаил Васильевич Ломоносов, как и прежде выручает студентество. Согласно поверью, достаточно поздороваться со скульптурой за руку и положительная оценка на экзамене гарантированна. Рука монумента блестит как новенькая. Кстати, я могу перечислять и перечислять скульптур здесь хватает. Как поясняет Дмитрий Евсеев, здесь собранно порядка 900 скульптур. Сами понимаете, о всех не расскажешь. Собственно говоря, весь Музеон поделен на «симпозиумы» — тематические площадки. Пушкинский сад, Москва—белокаменная, деревянная скульптура. Еще совсем недавно здесь практиковалась такая система работы с авторами. Из Домодедовских каменоломен привозили белый камень и скульпторы претворяли в жизнь свои идеи. Сейчас эта работа свернута. Ищут новые формы. Кстати, очень многие скульптуры переданны музею на ответственное хранение. Есть и подаренные работы. С удивлением обнаруживаю здесь скульптуру из своей юности. Юная барышня держит в руках какую—то ветку. Студенческое название «Баба с шашлыком». Как называлось произведение изначально неизвестно. Тут таких тоже хватает.

Как проходит земная слава

Спрашиваю Дмитрия Евсеева о деликатном. Задаю вопрос о голубях. Всем ведь известно, что голубь вовсе не птица мира, а самая демократичная птица мира. Голубю абсолютно все равно, кто под ним — гений или злодей. С высоты птичьего помета масштабы исторических личностей нивелируются. Мне сообщают, что голуби здесь отмечаются точно так же как и в любом другом месте планеты Земля. Отмывают. Зимой и летом в парке посетителей немного. Зато в теплое время почти аншлаг. Особой популярностью пользуется скульптура Дон Кихота работы Николая Силиса. Ламанчский идальго смотрит наивным взором на другой памятник. Он на речке неподалеку затесался. Зато видно издалека. Про перспективы переезда этого замечательного творения в Музеоне предпочтитают не рассуждать. И я этих людей в чем—то понимаю. Всему же должен быть предел. Если уж вспоминать о тоталитаризме, то следует привести слегка измененную цитату печальноизвестного Ганса Йоста: «Когда я слышу слово скульптура (авт.), то снимаю с предохранителя свой браунинг». Сказано про другое, а как верно! Летом в Музеоне показывают редкие кино—картины, само собой, предусмотрен и романтический отдых — есть и кафе. Надоело любоваться традиционной скульптурой? Извольте. Есть и деревянные. Буратино работы Дмитрия Баженова. У этой скульптуры беспокойная судьба. Дело в том, что ее очень любят детишки. Нос им особенно нравится. От такой любви нос у Буратино всю дорогу деформирован. Приходится постоянно его реставрировать. Есть и совсем необычные экспонаты. Например, зенитка времен Великой отечественной. Абсолютно исправная. Она на самом деле защищала небо над Москвой. Или металлические очень необычные скульптуры Алексея Григорьева. Спрашиваю напоследок Дмитрия Евсеева чего ему и музею не хватает?

— Внимания, — роняет хранитель, — внимания посетителей и в какой—то мере представителей власти.

Что ж, пожелаем внимания работникам музея. И, кстати, специально для представителей власти. Вы бы в самом деле уделили внимание музею. Кто знает как оно в жизни получится? Примеров тому в Музеоне масса.

МК ТВ. Кладбище советских памятников

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру