Первым испугал интернет-пользователей начальник Центра защиты информации и специальной связи ФСБ Александр Андреечкин, который на заседании правительственной Комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации заявил об озабоченности использованием в сетях связи иностранных криптографических средств. “Бесконтрольное использование этих сервисов может привести к масштабной угрозе безопасности России”, — предупредил чекист. Получается, что спецслужбы не умеют вскрывать ящики на Gmail, Hotmail и подслушивать разговоры в Skype. Что не лучшим образом свидетельствует об их профессионализме.
Успокоил пользователей в тот же день замглавы Минсвязи Илья Массух: “Гражданам ничего нельзя запрещать, особенно Интернет”. Его поддержал министр Игорь Щеголев: “Никаких планов по закрытию Skype, Gmail, Hotmail и других иностранных сервисов, работающих в России, нет”. Чтобы примирить гражданских и силовых чиновников, учредили спецкомиссию. Времени ей дали до 1 октября.
Однако “коммуникационная” дискуссия на этом не закончилась. Заявление Андреечкина в президентской пресс-службе назвали “личным мнением”, не отражающим политики государства. Однако пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков заявил, что “представители ФСБ не высказывают личных точек зрения”. “Естественно, это позиция ведомства, и она тщательно аргументирована”, — сказал он. В Центре общественных связей ФСБ пояснили, что не предлагается запретить гражданам России пользоваться вышеупомянутыми интернет-сервисами. Напротив, развитие передовых технологий — это естественный процесс, которому надо способствовать.
Заметим, что у Skype уже были проблемы с российскими властями. В нашей стране он остается в “серой” зоне, так как его деятельность не подпадает под существующую регуляторную базу. Чем и возмущены отечественные операторы связи. В частности, “большая тройка” никогда и не скрывала основную причину недовольства — потерю своих доходов из-за сверхнизких тарифов интернет-конкурента. Так, в 2009 году они составили 6,7 млрд. рублей. В 2011 году потери могут дорасти до 10,5 млрд. рублей.
Конечно, закрыть Skype можно. Но, во-первых, можно серьезно погореть на международных судах, а во-вторых, не избежать массовых протестов пользователей.