“Не каждая крыса сможет стать актрисой”
Андрей регулярно поставляет на фабрику грез всякого рода живность: диких и домашних птиц, котов, собак, свиней, овец, крыс и даже мух! У него самого в загородной резиденции живет около пятидесяти самых разных четвероногих и крылатых артистов.
— К сожалению, у нас в кино к животным относятся как к реквизиту, — говорит Андрей. — Их даже упоминают в том же разделе, где и реквизит, например, читаешь и видишь: стол, стул, кот, корабль. К животным нужно относиться по-другому, ведь они живые существа, и работать с ними порой сложнее, чем с людьми.
Часто бывает так — вызывают собаку на площадку к 8 утра. А из-за всеобщей суматохи снимать ее начинают только вечером. За целый день бедный песик изведется так, что заставить его выполнить нужную команду будет очень непросто.
— А иногда читаешь сценарий к какому-нибудь фильму и понимаешь, что задание невыполнимо, — говорит Андрей. — Например, недавно работали с режиссером фильма “Моя бабушка — ведьма” Сергеем Карандашовым. Там им, по сюжету, нужен медведь. Знакомлюсь со сценарием и вижу, что там довольно подробно прописана мимика мишки. Но он просто не в состоянии воплотить это в жизнь, ведь у медведей нет мимических мышц.
Из той же серии требования, чтобы породистый пес залез для сексуальных утех на дворовую собаку — так было прописано в сценарии фильма о революции: мол, хаос, неразбериха, даже собаки потеряли покой и совесть. Это уже невыполнимо по другим причинам — ни один хозяин породистой псины не согласится на половой акт своего холеного питомца с дворняжкой.
Животные, как и люди, работают для рекламы. И, как многие двуногие актеры, не жалуют сериалы, однако готовы там сняться ради пиара. Вдруг заметит культовый режиссер и предложит роль в большом кино? Сам Андрей чаще всего работает с птицами, у него даже есть собственный сокольничий клуб. Самый заслуженный крылатый артист России — ворон по кличке Крокус. За его плечами больше 27 киноролей, а уж рекламных роликов и не сосчитать. Участие в праздничных мероприятиях тоже неплохо для саморекламы и для доходов. За прошедшие новогодние праздники Крокус заработал больше 100 000 рублей. Начал же ворон свою 13-летнюю карьеру с фильма “Русский бунт”, причем одним из первых оказался в кадре — по сюжету, картина начинается с того, что черный ворон влетает в открытое окно царского дворца. Как у любой звезды, у Крокуса есть дублеры.
— Если, по сценарию, птица должна летать в кадре, то больше двух часов заставлять ее работать нельзя, — объясняет Андрей. — Поэтому для длительных полетов, как правило, я использую других воронов, похожих на Крокуса.
Одни из самых востребованных актеров в последнее время — это крысы. Вспомните распространенную сцену — крысы в большом количестве бегут куда-то по заданной траектории. Так вот, чтобы попасть в число тех счастливчиков, которые появятся на экране, грызунам приходится пройти жесткий кастинг!
— Для начала мы отбираем особей двадцать, — рассказывает Андрей, — и пускаем их, ну скажем, по коридору. Пока они бегут, мы наблюдаем.
Тех крыс, которые кусаются, сбиваются с пути, бегут слишком быстро или слишком медленно по сравнению с основным потоком, убирают. А на их место ставят других — и так, пока не получится идеально бегущая стайка крыс.
Так что главное артистическое правило для крыс — умение подстраиваться под других. Внешность же совсем не важна. Даже окрас грызунов, который прописан в сценарии, не имеет никакого значения — тех артистов, которые справятся с ролью, просто покрасят в тот цвет, который требуется. Для этого используется гуашь, если, например, нужны крысы серого цвета или белого, или... обыкновенная грязь.
“Мои мухи ползали по заднице дублера Ярмольника”
Ни за что не догадаетесь, кто сейчас является одним из самых востребованных актеров — по крайней мере в количественных показателях. Это мухи! Конечно, их можно создать и с помощью компьютерной графики, но ведь это уже не по-настоящему!
— Всех заказчиков мы предупреждаем, что работаем только с большой домовой мухой, — говорит Андрей. — Объясняется это просто: маленькая муха в кадре будет просто незаметна, а если режиссеру нужен эффект мушиной стаи, то их придется выращивать в невероятном количестве.
Кстати, мухи — это та категория артистов, которых Андрей предпочитает взращивать сам. В прямом смысле этого слова: закупает опарышей у специалистов в Ленинградской области, которые заготавливают их для рыболовства, и холит и лелеет личинки, пока они не превратятся в полноценных тварей божьих. Процесс превращения опарышей в крылатых насекомых — обычная инкубация и занимает в среднем десять суток. Мух-актрис всегда нужно очень много! Например, для фильма “Трудно быть богом” ежедневно требовалось 10 000 “персонажей”. Это как минимум на пять дублей.
— Вам только кажется, что 2000 мух — это очень много, — улыбается Андрей. — Если такое количество выпустить в комнату, скажем, размером хотя бы 3 на 4 метра, никто их и не заметит, они растворятся в пространстве. Поэтому, если нам на выходе нужна картинка, как помещение кишит мухами, их надо... вдувать в кадр.
Этот метод — личное изобретение Андрея и его команды. Осуществить его несложно. Берется фен, к нему приделывается трубка с отсеками, по которым сидят мухи. Каждые 10 секунд (или так часто, как требуется) фен включается, трубка открывается, и первая партия мух выдувается в то пространство, на которое направлена камера оператора. Назвали сей аппарат “мухомет”.
А вот как воплотить в жизнь требование режиссера: чтобы мухи ползали сначала по столу, а потом одна из них пролетела и села на лицо главного героя? Очень даже реально опять-таки, если знаешь киношные секреты. Чтобы насекомые вяло ползали по поверхности, их нужно просто... заморозить!
— Берем термоящик и складываем туда мух, — объясняет Андрей. — Главное — правильно рассчитать время. Потом, когда их вынимаешь, они еще сонные и лениво ползают по тому месту, куда их положишь. Длится это примерно 10 минут, потом они приходят в себя и разлетаются. Оператору остается только успеть это заснять.
Если нужен крупный план, когда муха сидит на лице, действуют по той же схеме — несколько насекомых замораживают, а потом сажают на кожу. Полет же снимается отдельно. Ладно еще лицо, в той же картине “Трудно быть богом” есть кадр, где муха должна ползать по мягкому месту героя Леонида Ярмольника. К слову, до тела знаменитого артиста мух не допустили. Пятую точку центрального персонажа фильма “играли” дублеры, на них и насаживали пинцетиком не отошедших от заморозки насекомых. Вся съемочная группа покатывалась от хохота.
Если нужно, чтобы мухи или муха жужжала, это тоже снимается в “прямом эфире”.
— Жужжание можно снять несколькими способами. Например, если мухи сидят в коробке, то я просто засовываю туда руку и тревожу их — ох как они недовольны! — делится секретами кинодрессировщик. — Другой вариант — перевернуть мух на спину в тот момент, когда они размораживаются, это им тоже не нравится.
Есть и третий способ, но он негуманный: посадить муху на клейкую ленту. Тут уж она начинает жужжать от ужаса, лапки-то приклеиваются намертво.... Чаще всего в кино используется первый вариант.
Единственный минус для самих мух — им никогда не суждено прославиться. Ведь после того как сыграли, они просто разлетаются и дальше уже живут своей жизнью. Так что даже если режиссеру и приглянется какая-нибудь особо примечательная муха, придется ему искать ей замену. Стоит партия из 1000 мух от 1500 рублей.
“Наш лабрадор первым покорил Финляндию на новом поезде”
После экспериментов с мухами работа с традиционными “умными” животными может показаться раем. Казалось бы, какое блаженство работать с отлично выдрессированной собакой! В какой-то степени это правда.
Как правило, все собаки и кошки в нерабочее время живут в обычных квартирах с обычными хозяевами. Просто владельцам повезло оказаться знакомыми Андрея или вовремя привести своего артистичного питомца на кастинг. Хорошо играющие животные попадают в картотеку и периодически покидают насиженные углы, чтобы сняться в кино. Кстати, и среди животных встречаются необычные судьбы а-ля “сначала работал официантом, а потом по счастливому стечению обстоятельств стал звездой”. Так случилось с рыжим котом по кличке Мау, которого в семимесячном возрасте Андрей в буквальном смысле нашел на помойке. Тогда для одной сцены он как раз искал кота огненного цвета, но у знакомых такового не было. Мау оказался настоящей находкой! Никогда не кусался и работал исключительно за корм и похвалу. В его послужном списке фильмы “Крылья”, “Варварина свадьба”, “Бедуин”, реклама “Белки и Стрелки”... В последнем фильме под названием “Плацента” Мау пришлось изображать из себя каскадера: в течение нескольких минут он должен был раскачиваться на тарзанке. Его зафиксировали на резинке, а вниз на всякий случай положили мат. И хорошо сделали: как обычно бывает, резинка оборвалась — и кот грохнулся вниз. Как ни странно, головокружительный полет Мау не напугал — и он стойко отработал сцену до конца. Причем изначально, по сценарию, в этот фильм требовался кот персидской породы. Но Андрей такой вариант сразу отмел — у персов очень слабые кости, и если он упадет — даже на мат! — то может остаться инвалидом.
Если со зверем нужно поехать в другой город, Андрей обычно пользуется услугами железной дороги. В самолетах слишком муторно оформлять все документы. Поэтому основной ареал съемок — территория России. Но иногда бывает, что животные-артисты попадают и за границу, причем с подачи создателей фильма.
— Недавно мы снимали рекламу нового скоростного поезда, который курсирует от Питера до Хельсинки, — вспоминает Андрей. — Там был эпизод, в котором рекламируются места для животных. Для этого им нужен был лабрадор, который садится в вагон в Петербурге, а выходит из него уже в Финляндии. Собачку мы нашли, взяли у знакомых ретривера по кличке Святозар. Он весь путь ехал с нами, и получается, стал первым четвероногим пассажиром, опробовавшим этот рейс.
Еще одно правило — хозяина кошки или собаки на съемочную площадку допускать нельзя. Иначе питомец будет отвлекаться и не сможет сыграть свою роль.
Порой приходится использовать домашних животных другой категории, которые селятся в квартирах по собственной воле, — тараканов. Как-то раз поступил заказ на съемку эпизода, в котором обычные домашние прусаки в количестве ста штук должны были выползать из раковины. Пришлось Андрею с командой вооружиться сачком и пойти к знакомым, которые страдали от неприятного соседства. Собранных тараканов засунули в сливную трубу, к низу которой был приставлен вентилятор. В нужный момент прибор включили на несильный режим — и тараканы под воздействием воздуха выбежали в раковину. А чтобы насекомые не разбежались по павильону, края раковины намазали вазелином.
“Птицами можно управлять с помощью гипноза”
Самые массовые заказы поступают на голубей. На деле снять сцену, как сотни голубей мирно кушают зерно на асфальте, совсем несложно. Для этого изготавливаются клетки со съемным дном, куда сажаются крылатые артисты. А на земле зерном выкладывается тот символ, который нужен заказчику — если он вообще нужен. Недавно около Русского музея снимали рекламу для компании сотовой связи, где нужно было, чтобы голуби сидели в таком порядке, чтобы получалось число “33”. Когда оператор был готов снимать, на зерно поставили клетки, убрали дно, и пернатые начали клевать корм. С помощью веревки клетки бесшумно поднимались, а голуби остаются сидеть. Минут пять—десять им хватило на то, чтобы закончить трапезу, а съемочной группе — отснять сцену. Только если голуби брались дикие, то в течение трех дней до дня “икс” им необходимо побыть в присутствии людей, чтобы привыкнуть. А чтобы птицы вдруг все вместе взмыли в небо, нужно просто рядом бросить петарду.
По словам Андрея, любую птицу он может приручить всего за несколько дней. По крайней мере до того уровня, который требует картина. Например, нужно, чтобы воробей сел на перила. Дрессировщик ловит воробышка и учит его актерским премудростям: надевает шлейку с леской, отходит на два метра от перил и “пуляет” так, чтобы он сел точь-в-точь туда, куда надо. Через два дня тренировок воробей будет проделывать то же самое без лески.
У Германа-младшего в картине “Бумажный солдат” есть такая сцена: когда героиня Чулпан Хаматовой проходит мимо куста, оттуда резко вылетает стайка мелких птиц.
— На самом деле я и пара моих помощников сидели за этими кустами и выпускали птиц прямо из рук, — рассказывает Андрей. — Использовали самых разных — зеленух, чечеток, щеголиков.
Делается это с молниеносной скоростью, в каждой руке можно держать по три птахи сразу! А если их нужно еще больше, то пернатых можно просто рассовать по карманам. Для людей, которые знают, как с ними обращаться, это не будет проблемой. В том же случае, когда, по сценарию, требуется большое количество и сразу, птиц сажают в коробку и в нужный момент просто “выплескивают” из нее.
Наверняка вы все не раз видели фильмы, в которых показываются погибшие птицы и животные. Для зверей обычно используют наркоз. Как уверяют киношники, пока что от анестезии никто не умер. В сериале “Гаишники” от газа должны были задохнуться 30 мышей. Мышек пришлось изображать крысятам: ввели наркоз — и они на час уснули, хоть обнимайся. Крысы, кстати, вообще мастера на все руки в актерском поприще. Для них даже изобрели специальную катапульту, когда для одной картины одна из них должна была нечаянно выпасть из рюкзака героя.
А вот для сцены мертвых птиц чаще всего используется обыкновенный гипноз — анестезия им противопоказана из-за слабой нервной системы. Этот метод очень распространен для дрессировщиков и прост в исполнении.
— Кладешь птицу на спину кверху лапами, так, чтобы голова была запрокинута назад, и начинаешь туда-сюда двигать белой полосочкой бумаги перед глазами. Буквально через пару минут она засыпает, и можно снимать “мертвую” птичку.
Для антуража можно нанести красную краску, чтобы изобразить кровь. Кстати, если режиссеру нужно, чтобы птица шаталась, как пьяная, например, после дегустации отравленной еды или алкогольного напитка (вспомните, такие сцены не редкость!), то опять-таки прибегают к гипнозу. Только после того, как птаха заснула, ее тут же ставят на ноги, вот и получатся, что первое время она переминается с лапки на лапку, как в полусне.
У самого Андрея сейчас живет около 50 самых разных птиц: хищных, безобидных, редких, обыкновенных, крупных и мелких. Часто те четвероногие и прочие актеры из животного мира, которые попали на площадку из природы или с птичьего рынка, после съемок отправляются жить к сотрудникам, задействованным в работе над фильмом. Такая участь ожидала козу, которую забрала домой бухгалтерша картины, паука-птицееда, который приглянулся гримеру, золотую рыбку из “Моя бабушка — ведьма”... Что интересно, персонал растащил даже мадагаскарских тараканов!