Эксперимент пройдет в Центральном, Северо-Восточном и Южном округах Москвы. Об этом сообщил на заседании столичного правительства глава Департамента социальной защиты населения Владимир Петросян. Участниками программы могут стать только малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане с московской пропиской, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума. Обязательное условие — конфиденциальность и добровольность. Как сообщили “МК” в пресс-службе ведомства, старт намечен уже на май этого года, всего помощь будет оказана примерно 100 семьям.
Срок действия социального контракта будет варьироваться от 3 до 6 месяцев в зависимости от конкретной ситуации. Но в отдельных случаях он может быть продлен до года. Нуждающихся планируется обеспечивать как товарами первой необходимости или сертификатами на их приобретение, так и специальным набором соцуслуг. Например, могут быть предложены варианты трудоустройства, специальная юридическая и иная помощь.
Адресная социальная помощь будет назначаться территориальным управлением социальной защиты населения. Для этого между получателем и городом должен быть заключен особый договор — социальный контракт, в котором прописаны условия выхода из трудной жизненной ситуации. Проще говоря, у каждой из сторон в этой “сделке” есть ряд обязательств, неисполнение которых чревато расторжением договора. За бесплатный сыр нужно платить личной инициативой и готовностью к труду.
Кроме того причиной для приостановки оказания соцпомощи может стать изменение материального положения семьи и снятие с регистрационного учета в российской столице. Само собой, та же участь ждет и тех, кто, привыкнув к хорошему, решит подобные сведения утаить.
Москву нередко называют социальным раем для льготников. Немногие регионы могут похвастаться столь щедрым набором льгот и дотаций для нуждающихся. Поэтому одна из целей эксперимента — повышение социальной ответственности граждан. Пока сложно прогнозировать, насколько эффективной окажется новая программа, хотя уже сейчас эксперты уверены, что ее нельзя считать универсальной. Ведь для одних бедность — это действительно неприятное стечение обстоятельств, которое невозможно преодолеть, а для других, наоборот, — привычный и удобный способ существования без какой-либо ответственности за происходящее.