Результаты опроса показали (у молодых людей была возможность указать неограниченное количество занятий в анкете), что молодежь Северной столицы в свободное время уделяет довольно много внимания культурно-просветительским мероприятиям. «Читаю» — ответили 62%, «слушаю музыку, хожу на концерты» — 62%, «хожу в театры, музеи, кино» — 59%. Общение с друзьями предпочитают 83% опрошенных, посещение дискотек — 38%. Не прочь прогуляться по родному городу в свободное время 68% студентов, заняться спортом — 40%.
Инфорационно-познавательный досуг характерен в совокупности для 98% опрошенных: 49% проводят свободное время за компьютером, также 49% смотрят телевизор. Прочие формы проведения свободного времени заметно уступают названным по распространенности. Об экономических формах досуга сообщили суммарно 59% участников опроса (32% в свободное время занимаются домом, хозяйством; 27% подрабатывают). Реактивная форма досуга («ничегонеделание») типична для 37% опрошенных. И только 13% респондентов проводят досуг в креативной форме (различные виды творчества).
— Досуг питерского студента достаточно разнообразен, — говорит заведующая социальной лабораторией ИНЖЭКОНа Ксения Ваховская. — С одной стороны, есть высокий интерес к культуре, который, впрочем, носит явно потребительский характер, а с другой — ориентация на удовольствия и удовлетворение телесных потребностей. Также следует отметить, что по ряду параметров зафиксированы существенные различия в проведении досуга между юношами и девушками. Юноши намного больше занимаются спортом, тратят больше времени на компьютер. Девушки значительно больше читают (похоже, что для них книга во многом играет роль такого же источника информации о мире, каковым для юношей является компьютер), активнее гуляют, посещают театры, музеи, кино. Им приходится больше заниматься хозяйственными делами.
Специалисты лаборатории также установили зависимость занятий и увлечений в свободное время от успеваемости. Студенты с невысокой успеваемостью (категория «удовлетворительно») демонстрируют заметно меньший интерес к культурно-просветительским формам проведения досуга (чтение, прослушивание музыки, посещение театров, музеев, кино). Кроме того, они проводят меньше времени в общении с друзьями, а также меньше занимаются домашним хозяйством (последнее во многом объясняется тем, что подавляющее большинство представителей этой категории — юноши).
Те, кто учится «хорошо», демонстрируют наибольшую, по сравнению с другими категориями, склонность гулять и посещать дискотеки. «Отличники» же выделяются тем, что меньше смотрят телевизор.