Чем “неотложка” отличается от “скорой”? Первая располагается ближе к месту жительства больного, прямо в поликлинике, и, конечно, выезжает на адрес быстрее. Кроме того, по практике советских времен в “неотложках” работали врачи из поликлиник, хорошо знающие больных своего участка.
Необходимость в создании такой службы появилась из-за значительной загруженности московской “скорой”. За последние годы количество обращений в нее неуклонно растет (так, за 3 года прирост обращений по “03” составил 13,7%, а количества выездов — 14,3%). Количество бригад даже пришлось увеличить с 952 до 1057. А это, говорят чиновники, свидетельство плохой работы городских лечебных учреждений. “Скорая”, в которую обращаются иногда с банальным насморком, уже давно стала заменять у нас поликлиники. При этом подсчитано, что разовый выезд “скорой помощи” втрое дороже дневного пребывания пациента в стационаре и в 12 раз дороже обслуживания больного в поликлинике.
Пациенту на эту тему волноваться будет ни к чему: нужно лишь набрать номер “03”, а диспетчеры сами будут решать, кого высылать на вызов — “скорую” или “неотложку”. Но пока пилотный проект возрождения “неотложки” заработал только в Юго-Восточном округе. По словам руководителя Департамента здравоохранения Москвы Леонида Печатникова, там работают 25 взрослых и 79 детских бригад. Кроме того, о создании в апреле службы круглосуточной неотложной помощи для детей на базе детской городской больницы №84 заявил на своем сайте г. Зеленоград.
Воссоздать службу неотложной помощи в Москве полностью теперь планируется уже к концу года. Правда, на это предстоит еще выделить дополнительные средства из бюджета — ни “скорая помощь”, ни “неотложка” не финансируются из средств фонда обязательного медстрахования. “Суммы небольшие, но эффект несопоставим”, — заявил вчера мэр Собянин, дав всем понять, что деньги найдутся.
Правда, как рассказал “МК” президент Национального научно-практического общества скорой медицинской помощи Аркадий Верткин, дело не только в деньгах: “Обязательным условием должно стать наличие в поликлинике соответствующего транспорта и отдельной службы с профессиональными диспетчерами. К тому же многие болезни обостряются или возникают в ночи. Кто будет оказывать эту помощь — круглосуточная служба поликлиники или опять “скорая”, после того как поликлиника закроется?” Действительно, поликлиник в Москве катастрофически не хватает, а в них не хватает оборудования и квалифицированных специалистов. Так что сможет ли “неотложка” оправдать себя в современных условиях — большой вопрос.