“Коллегия стройкомплекса имеет стратегическое значение для отрасли, поскольку на ней были обозначены основные направления работы строителей на ближайшие годы”, — заявил после окончания заседания зам мэра по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин. Он сам, а также Сергей Собянин выступили в роли основных докладчиков, которых собрались послушать несколько сотен застройщиков, архитекторов и проектировщиков. Настроение в зале было довольно нервным. Чиновники до сих пор не “распечатали” бюджет городской инвестиционной программы (с начала года разыграны всего 22 лота на 7,5 млрд. руб. из 360 млрд. руб.), и основная масса строителей сидит без денег. А тут еще по Москве поползли настойчивые слухи об отмене большинства инвестконтрактов на строительство коммерческих объектов...
“Мы не сворачиваем строительство, — поспешил успокоить собравшихся г-н Собянин, — построить предстоит много, но по-другому”. Вместо торговых и офисных центров власти предлагают инвесторам вкладывать средства в объекты коммунальной и транспортной инфраструктуры, а также в жилищное и гостиничное строительство. По словам Марата Хуснуллина, в 2011 году на сооружение жилых домов и гостиниц планируется привлечь не менее 100 млрд. руб. частных инвестиций, в создание парковочных комплексов — свыше 30 млрд. При этом массовая застройка, по мнению чиновников, возможна только на территории промзон. В сложившихся районах столицы новое жилье предполагается строить преимущественно на сносе морально устаревших и аварийных домов. С объемами еще до конца не определились (программу “Жилище” обещают подготовить не раньше сентября текущего года). Однако г-н Собянин в своем выступлении упомянул, что параметры жилищного строительства “как минимум не должны сокращаться”. (Напомним, что в 2011 году в Москве предполагается построить 2 млн. кв. м новостроек, из них 634 тыс. кв. м — для очередников и жителей сносимых пятиэтажек.)
Основным приоритетом градостроительной политики мэрии до 2015 года и далее на коллегии стройкомплекса предсказуемо было объявлено транспортное строительство. Г-н Хуснуллин сообщил, что на решение ключевых проблем мегаполиса нужен 1 трлн руб., тогда как возможности города позволяют выделить только 200 млрд. руб. “В сложившейся ситуации мы поменяли идеологию и решили сосредоточиться на локальных мероприятиях по улучшению пропускной способности существующих дорог и магистралей”, — заявил министр. Крупные дорожные объекты — например, Четвертое транспортное кольцо и Северный дублер Кутузовского проспекта — будут строится в усеченном варианте по менее затратным проектам. “Ну не готовы мы вложить 100 млрд. руб. в один дублер!” — честно признался Хуснуллин.
В 2011 году власти обещают ввести в эксплуатацию известные долгострои — транспортную развязку на Ленинградском шоссе в районе метро “Сокол”, эстакаду на пересечении МКАД с магистралью Вешняки—Люберцы, второй путепровод через канал им. Москвы в составе проекта “Большая Ленинградка” и участок 4-го транспортного кольца от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе. Одновременно планируется приступить к проектированию 300 км новых дорог, включая расширение МКАД, вылетных магистралей и хордовых участков местного значения, которые будут соединять между собой соседние районы.