Во-первых, уже многие годы онкозаболевания диагностируют у нас в стране на последних стадиях. Во-вторых, инновационные препараты для лечения рака, которые творят просто чудеса, доступны единицам. Обозреватель “МК” разбирался, можно ли изменить эту ситуацию к лучшему.
За последние 10 лет уровень заболеваемости раком в стране вырос на 14%. Сегодня онкозаболевания диагностированы у 2,7 млн. россиян. В прошлом году рак нашли у 504 975 человек — впервые этот показатель преодолел полумиллионную отметку. Каждый третий человек, у которого диагностируют рак, не проживает года, а половина — пяти лет. И прежде всего это связано с поздней диагностикой онкозаболеваний: по-прежнему львиную долю случаев рака диагностируют у нас на последней стадии, когда сделать что бы то ни было врачи уже не могут.
— Если рак, например, желудка, находят на ранней стадии, его можно удалить со слизистой, не трогая желудка, — и человек дальше живет спокойно. Но таких пациентов очень мало, ведь при раке желудка ничего не болит и люди не обследуются. Необходим массовый скрининг населения на онкнозаболевания, а у нас проводят диспансеризацию, на деле оказывающуюся профанацией, — говорит заведующий эндоскопическим отделением РОНЦ им. Блохина Борис Поддубный.
По данным исполнительного директора социальной программы “Равное право на жизнь” Дмитрия Борисова, финансирование онкологии в России серьезно отстает от европейских стандартов. Так, у нас на лечение онкобольных тратят 6,6 евро на душу населения при европейском минимуме в 10 евро и при реальной потребности в 17—22 евро. Причем львиную долю бюджетных средств съедает программа семи редких нозологий, составляющих не более 5% от всех случаев онкозаболеваний. “В адекватном лечении нам необходимо в 4 раза больше средств, чтобы врачи могли нормально лечить больных. Необходима национальная стратегия снижения смертности от онкологии”, — говорит Борисов.
В стране уже разработан порядок оказания медпомощи онкобольным, вот-вот выпустят стандарты лечения таких заболеваний. Национальная онкологическая программа и новая страховая система лекарственного обеспечения, пилотный запуск которой осуществят в 2012 году, должны гарантировать доступ всем онкобольным к самым современным средствам диагностики и лечения, считают пациенты. Но на практике происходит совсем по-другому.
Пациентское “Движение против рака” совместно с Росздравнадзором составило “Белую книгу” с конкретными примерами случаев отказа пациентам в дорогостоящей терапии. Больше всего жалоб, как ни странно, — из Москвы и Санкт-Петербурга... В книге — 158 заявлений о случаях отказа в современной лекарственной терапии, позволяющей избирательно воздействовать на опухолевые клетки и не убивающей иммунитет. Лекарств такого класса в России не производят, а импортные стоят очень дорого. Чаще всего пациенты жалуются, что их лечат дешевыми неэффективными лекарствами, не выписывая рецептов на инновационные дорогостоящие препараты из-за “исчерпания лимита бюджетных средств”. А ведь высокотехнологичные лекарства совершают настоящие чудеса. Например, препарат герцептин способен справиться с раком груди даже на последних стадиях! При этом он помогает в тех случаях, когда обычная “химия” совершенно бессильна.
...Онкобольной москвичке Марине Т. врачи сказали прямо: “Такое дорогое лекарство нужно другим больным”. Больной раком груди Юлии С. из столицы отказались выписывать препарат лишь потому, что у нее ранняя стадия заболевания. Врачи признались, что у них есть инструкция выписывать лекарство лишь тем, у кого уже появились метастазы. Наталье Р., больной раком матки, инновационный препарат заменили дешевым отечественным аналогом, вызывающим маточные кровотечения и ухудшение зрения. Одна 28-летняя пациентка пожаловалась, что ей вместо выписки дорогого лекарства предложили... удалить яичники. Таких примеров — множество. А в связи с тем, что в этом году химиотерапия практически полностью исключена из финансирования по государственным квотам, а отдана на откуп региональным программам ОМС, ситуация будет только ухудшаться.
Впрочем, чиновники говорят о том, что онкология — самая затратная часть здравоохранения и что тянуть ее не в силах даже развитые страны. Понятно, что кроме бюджетных средств должны быть и другие источники финансирования. Представители “Движения против рака” обратились в предложением к президенту Медведеву и Владимиру Путину ввести налог на продажу алкоголя и сигарет, по рублю с пачки или бутылки — это позволит повысить расходы на лечение раковых больных в разы. Дмитрий Борисов считает необходимым ввести программу всеобщего страхования здорового населения на случай онкологии (такое добровольное страхование уже работает). Кроме того, пациенты выступают за то, чтобы всех онкобольных автоматически признавали льготниками, имеющими право на бесплатную лекарственную терапию, с момента постановки диагноза.