В начале года мы столкнулись с привычной ситуацией — многие препараты исчезли из аптек. Пропали аспирин, цитрамон, даже ряд лекарств для диабетиков. Оказалось, некоторые производители препаратов из списка жизненно важных и необходимых (ЖНВЛП) не успели зарегистрировать на них предельную цену (с прошлого года эта процедура обязательна). И не всегда по вине Минздравсоцразвития: ряд производителей, прежде всего дешевых лекарств, не спешили с подачей досье. “Многие из них долго думали, стоит ли это делать — производить дешевые лекарства стало крайне невыгодно”, — говорит академик РАМН, депутат Госдумы Сергей Колесников.
Самым большим спросом у оптовиков и аптек сейчас пользуются препараты с максимально высокой зарегистрированной ценой: чем выше цена, тем выше величина оптовой и розничной надбавки. А выбирать есть из чего: идентичные лекарства из списка ЖНВЛП регистрируют по ценам, отличающимся в разы.
— Самый дешевый эналаприл (сердечный препарат. — Авт.) сейчас стоит 20 рублей, но его вы найдете лишь в 10% аптек. Самый дорогой — больше 100 рублей, есть в каждой аптеке, — поясняет председатель экспертного совета по здравоохранению при общественной организации “Деловая Россия” Давид Мелик-Гусейнов.
— Тенденция к вымыванию дешевого лекарственного ассортимента длится не первый год, — рассказывает директор Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев. — Во-первых, у них низкая рентабельность производства. Во-вторых, с ними часто отказываются работать дистрибьюторы и аптеки. У нас установлена наценка не на цену лекарства, а на упаковку. К примеру, в больницах используют дешевые инфузионные препараты, физрастворы — они огромные, упаковок мало. Если есть две одинаковые упаковки и затраты на их перевозку одинаковые, но одна стоит 10 рублей, а другая 1000, дистрибьютору выгоднее работать с дорогой. Он либо отказывается брать дешевые препараты, либо просит дополнительную цену за свои услуги.
Итог: производители дешевых лекарств вынуждены повышать нерегулируемые государством цены на препараты не из перечня ЖНВЛП. Оптовые цены на весь ассортимент лекарств с начала года серьезно выросли — на 4,2%. Пока аптеки сдерживают розничные цены, но хватит их ненадолго. С 1 января резко выросли размеры страховых взносов в пенсионный фонд, фонд ОМС, повысился единый социальный налог, подорожали дизельное топливо и электроэнергия. “Особенно сильно это ударило по аптекам”, — говорит Колесников. Только в прошлом году в России закрылось около 10 тысяч аптек, в этом цифра может вырасти в разы. Количество аптечных предприятий с отрицательной рентабельностью, по данным Ассоциации аптечных сетей, сейчас составляет 50%!
По мнению Колесникова, аптеки необходимо приравнять к социально значимым объектам малого и среднего бизнеса, а для препаратов стоимостью до 100 рублей отменить регистрацию предельных цен.