Собственник проекта — девелоперская компания “Система-Галс” — намерен провести масштабные работы и сделать торговый комплекс современным и максимально безопасным для покупателей. В общественном движении “Архнадзор” считают, что внутренние планировки и интерьеры здания являются историко-архитектурными ценностями и их необходимо сохранять любой ценой.
По инициативе инвестора проекта, и те и другие на днях впервые встретились за “круглым столом”. Как писал поэт, стихи и проза, лед и пламень — не столь различны меж собой.
— Это здание в нынешнем состоянии использовать как торговый комплекс просто недопустимо, — считает руководитель проекта реконструкции “Детского мира” Иван Виноградов. — Наша задача — сделать его безопасным для посетителей, не забывайте, что в день сюда будут приходить с детворой не меньше 10 тыс. человек…
Большая группа московских журналистов вместе с сотрудниками, собственниками проекта и генподрядчика торгового комплекса, спускается в “катакомбы”, на “минус” первый этаж здания. Тут и там видны большие трещины во всю стену, попадаются практически полностью разрушенные несущие колонны. А по лестничным маршам, чтоб не обрушились, опускаемся и поднимаемся по одному — в таком достаточно плачевном, можно сказать, аварийном состоянии сегодня находится “Детский мир”, официально закрывшийся на реконструкцию аж в 2008 г. Однако ударных темпов работ здесь не наблюдается: здание до сих пор даже не обнесено строительными лесами. В холодных пустых подвальных помещениях только журналисты да гулкое эхо от их вопросов.
Гиды поясняют, что же они хотят сделать в ходе капитальной реконструкции объекта. В частности, устроить единую фундаментную плиту под зданием.
— Что происходит сегодня? — говорит Игнатий Данилиди, вице-президент компании “Система-Галс”, заказчик работ. — Каждая конструкция сооружения — колонна, стены и даже атриум — стоят на разных фундаментах. Наш мониторинг выявил, что в последние годы произошло вымывание грунта, образовались пустоты и фундаменты дали неравномерную осадку, деформировались. Какие-то опустились ниже, какие-то остались на месте. А в результате с нижних на верхние этажи поползли трещины, видны разрушения отдельных опор…
Итог экскурсии по “Детскому миру” — а мы побывали практически на всех этажах — торговый комплекс нуждается в серьезной принципиальной реконструкции, по последнему, так сказать, слову техники. Ведь во времена его строительства мы ничего не знали про террористические угрозы, массовую эвакуацию людей из пострадавшей зоны, да и требования к противопожарной безопасности были куда мягче. О покупателях-инвалидах, их удобствах вовсе не задумывались.
— Все это надо создавать с чистого листа, — убеждены представители заказчика. — Ведь мы не в музее с его редкими посетителями. Современные методы строительства требуют учитывать огромное количество факторов, в том числе возможность лавинообразного разрушения. Чтобы, допустим, из-за потери одной несущей опоры здание не сложилось подобно карточному домику. Нынешний “Детский мир” ни одному требованию не соответствует…
Казалось бы, столь основательному подходу инвестора, которому доверили вдохнуть “вторую жизнь” во всеми любимый и знакомый “Детский мир”, можно только порадоваться. Все ясно, как день: скупой платит дважды, лучше один раз сделать на совесть, чем потом 100 раз переделывать, дороже обойдется.
Тем не менее время идет, реконструкция торгового комплекса по планам должна завершиться в III квартале 2013 г. Однако гарантий, что строители уложатся в эти сроки, нет никаких.
“Архнадзор” пытается (и совершенно справедливо!) поставить стройку под общественный контроль. И его понять можно. Все мы от “Детского мира” ждем чуда, возвращения сказки, сохранения духа детского универмага. Однако в Москве немало печальных примеров, когда в исторической части города вместо сказки вдруг появлялся какой-нибудь модный ресторан или игровое заведение.
Однако сколь конструктивны бывают оппоненты, выдвигая свои условия и пожелания? Пока с “Детским миром” получается, как в той басне Крылова про Лебедя, Рака и Щуку. Каждый “тянет одеяло на себя”, и куда бедному строителю податься? Задачка со многими неизвестными.
С одной стороны — Лубянка, центр Москвы, где кирпич не передвинуть из-за всевозможных запретов. С другой — Лубянка, центр Москвы, река Неглинка и сложные грунты, из-за которых оседают здания. Как найти “золотую середину” — чтобы торговый комплекс в центре города был узнаваем, “родным”? Но одновременно чтобы у собственника не болела голова за безопасность покупателей, чтоб они по полной, так сказать, пользовались благами цивилизации: надежной вентиляцией, кондиционированием и т.д.
Об этом на “круглом столе” инвестор дискутировал с защитниками архитектуры.
На “встрече в верхах” позиция собственно строителей хоть никак и не представлялась, “МК” удалось переброситься парой-тройкой слов с прорабом. Ведь споры на тему “что можно, а что нельзя” делать с “Детским миром” кипят уже добрых три года, и это явно не способствует темпам работ.
Ну так вот. Прораб всецело отстаивает интересы инвестора (что совсем неудивительно), но своя сермяжная правда в его словах есть:
— Защитники архитектуры требуют, чтобы мы сохранили и восстановили в первозданном виде мраморные балясины, зайчиков на стенах и торшеры в торговых залах, — вздыхает собеседник. — У нас работает один электрик еще с 1967 г., он заверяет, что все эти украшения менялись по 5—6 раз. Мы можем украсить торговые площади мраморными балясинами, как в старые времена, зайчиками, белочками, отделать мрамором колонны. Но какой смысл их восстанавливать, если дешевле и проще сделать заново — по сохраненным образцам? Это же не пирамида Хеопса!
Тесная прорабская тут же набивается другими строителями. Прямо с компьютера мне демонстрируют снимки:
— Общественники тут заявляли, что наружные стены торгового комплекса вообще не нуждаются в ремонте, — галдят работяги, — якобы облицовочные плиты лет 20 назад “простукивались” и туда, где они неплотно прилегали, закачивался раствор — теперь их нужно только отмыть паром высокого давления. Вот фотографии, их мы сделали, когда пришли на объект, полгода назад. Смотрите, целые куски плит обрушены, никто туда бетон не закачивал, необходимо проводить экспертизу по каждой плите!
Еще строители по-своему, по-рабочему, недоумевают, отчего “Детскому миру” присвоен статус исторического и культурного наследия. Всем известно, что строился он не при царе Горохе, а в середине 50-х годов прошлого века, когда Москва принимала Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 г. Тогда строилось пол-Москвы, и только “Детский мир” получил от города такую охранную грамоту.
Так или иначе, но торговый комплекс “Детский мир” на Лубянке попал в реестр памятников исторического наследия, и с этим надо считаться. Особенно сейчас, когда в городе новый мэр, в Москомнаследии появилось руководство, незамеченное, скажем так, в симпатиях к строителям и инвесторам.
Буквально на днях в мэрии заявили, что “склонны пересмотреть “предмет охраны “Детского мира”. Что само собой добавило масла в огонь. Так получилось, что сей объект — единственный в городе, предмет охраны которого утверждали не в Москомнаследии, а лично тогдашний мэр. Нынешний “сигнал” с Тверской, 13 дает основания общественникам надеяться, что новая московская власть предпримет в этом направлении конкретные действия.
И что тогда? Новая документация и очередной долгострой? Хотя сам проект давно и успешно прошел общественные слушания, а застройщик по собственной инициативе готов воссоздать элементы исторического интерьера в новом проекте.
Постараемся изложить позицию инвестора. На сегодняшний момент он гарантирует москвичам и всем россиянам сохранить предназначение торгового комплекса, оставить его главным магазином страны для детей. Кроме того, оставит прежним фасад, внешний периметр здания, проверив каждую отделочную плиту и закачав в случае необходимости в пустоты цемент. Разумеется, стены будут отмыты, получат естественный цвет природного камня.
В этом вопросе разногласий с “Архнадзором”, в принципе, не возникает. Камень, так сказать, преткновения — перепланировка внутреннего пространства комплекса.
У генподрядчика намечен проект, как мы уже сказали, прошедший общественные слушания, практически полной разборки внутренних интерьеров. И на то есть основания. Как удалось выяснить “МК”, из общей площади “Детского мира” 54,5 тыс. кв. метров под торговые залы в советское время отводилось меньше половины, всего 21 тыс. Остальную территорию занимали не пойми какие подвалы, склады и служебки. При этом, конечно же, никакой речи не идет о соответствии старых планировок современным требованиям пожарной безопасности.
Без внутренней перепланировки никуда не денешься, другой альтернативы просто не существует. Поскольку “Детский мир” сдавался к открытию Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, то Советы, конечно же, любой ценой старались не ударить лицом в грязь и уложиться в срок. Многие из нас помнят, какой ценой это достигалось: авралами, ленинскими коммунистическими субботниками, низким качеством стройматериалов, халтурой… И она здесь встречается буквально на каждом шагу. Так, в некоторых местах цемент из стен можно выковыривать пальцами, сами стены выложены из разного кирпича: белого и красного, которые имеют совершенно разные свойства, прочностные характеристики. Между тем эти стены несут опорную нагрузку!
Можно ли с этим мириться? Инвесторы уверены — ни в коем случае! В их планах — усиление конструкций 1-го пролета, разборка центральной части, устройство основания под фундамент с укладкой единой фундаментной плиты. Наконец, возведение нового монолитного каркаса здания — с тем, чтобы нагрузку с существующих стен принял на себя монолитный каркас...
Такие мероприятия, по мнению застройщика, позволят максимально “осовременить” объект, приблизить его к уровню мировых стандартов по безопасности. Кроме того, оборудовать широкие проходы и большое количество выходов для эвакуации покупателей при внештатных ситуациях.
Как ни странно, именно такая основательность инвестора вызывает опасения у представителей “Архнадзора”. По сути дела, считают они, речь идет не о реконструкции, а о новом строительстве.
Как видим, нашему вкусу угодить трудно. Получается, когда нет финансирования работ — плохо. Но и когда оно есть, подкрепленное, к тому же, реальным планом действий, — тоже нехорошо. Кстати, объем инвестиций в проект достигает 6 млрд. рублей.
Что тут еще добавить? Мы живем в открытом обществе, где каждый и по любому поводу вправе высказывать свою позицию. Но хочется, чтобы у всех нас были взаимные компромиссы, чтоб мы не топтались в прошлом, а шли дальше. И делали лучше.
Такого подхода от “заинтересованных сторон” ожидает и “Детский мир” — единственный и неповторимый.