Закон “Об энергосбережении” говорит, что собственник прибора учета должен сам следить за работоспособностью счетчика и менять его, когда вышел срок службы. Проблемы замены, конечно же, коснутся далеко не всех. Во-первых, люди, у которых квартира в социальном найме, могут не беспокоиться: обслуживание всего и вся — задача собственника, то есть города. Во-вторых, если пользователь менял счетчик не так давно, к нему нет претензий. В паспорте устройства указан срок службы, пока прибор работает исправно, о замене можно не думать.
Существует еще городская программа по замене счетчиков. Их меняют тем, у кого квартиры приватизированы. Денег, правда, на всех не хватает. В первую очередь упор делается на тех, кому сложно самому купить новый прибор учета вместо устаревшего. Но и от этой халявы придется, возможно, отказаться.
— Сейчас идет смена источников финансирования, — говорит зам. управляющего директора “Мосэнергосбыта” Бислан Гайрабеков, — теперь в соответствии с законом “Об энергосбережении” потребитель будет сам отвечать за счетчик. В общей сложности переход займет минимум 5 лет.
На рынке сейчас представлено множество разных моделей. Начиная с самых простых, которые просто считают киловатты (такие раньше ставили всем), и заканчивая сложными многотарифными. В “Мосэнергосбыте” категорически настаивают, чтобы пользователь перед заменой счетчика консультировался со специалистами. Дело в том, что не всем, что продается в магазине, можно пользоваться. Существуют утвержденные официальные списки разрешенных приборов.
Защитники прав потребителей не вполне согласны с новой политикой “Мосэнергосбыта”.
— Вообще-то в Жилищном кодексе не написано, что счетчик переходит в собственность вместе с приватизацией, — говорит председатель общества защиты прав потребителей “Общественный контроль” Михаил Аншаков. — Единственное, что обязан сделать горожанин, — обеспечить доступ к прибору учета, дать техническую возможность осматривать его или заменять.