Началось все с того, что выпускники ведущих технических вузов столицы разработали робота, который мог на расстоянии заменять человека. А потом решили испытать свое детище. Самой хорошей идеей стало “прикрепление” робота к больному ребенку, который лишен возможности посещать школу. Получить двойника посчастливилось шестикласснику Степану Сопину из 166-й школы. На протяжении двух лет из-за лейкемии ребенок был лишен возможности посещать занятия: его иммунитет настолько слаб, что любой прямой контакт с одноклассниками может обернуться бедой.
Теперь у Степана началась совсем другая жизнь. Правда, управляет он ею из своей комнаты, с домашнего компьютера. Сидя дома, он “присутствует” на уроках, отвечает домашнее задание, болтает на переменках с друзьями и даже может играть с ними в прятки. В школе электронного ученика так и зовут — Степаном (изначально его звали Эрбот, как и других его собратьев). Ну а как же иначе, ведь робот говорит голосом своего хозяина, а онлайн-изображение мальчика всегда высвечивается у него “на груди”, на специальном мониторе. В классе, где парты установлены буквой “П”, робот стоит всегда в центре. Когда учитель объявляет о коллективном выполнении задания, он поворачивается к друзьям и подключается к работе. “Заместитель” Степана кое в чем превосходит обычных учеников. Вот, к примеру, благодаря установленным в нем “глазам”-камерам с возможностью 10-кратного увеличения он может издалека прочитать главу учебника.
— Благодаря роботу Степа полностью ощущает свое присутствие в школе, — говорит один из его создателей Вячеслав Кравцов. — Робот может поворачивать голову в стороны и двигаться. Единственное, чего он не умеет, — это ходить по этажам, поскольку оборудован колесной системой. В пределах же своего этажа настоящий Степан виртуально может заглянуть в любой кабинет. Для того чтобы эти перемещения в реальном времени, а также сам учебный процесс стали возможны, мы установили в школе беспроводной Интернет. Робот, оборудованный веб-камерой, микрофоном и громкоговорителем, сразу стал среди школьников самым популярным “учеником”: вокруг него, как вокруг Электроника, всегда толпа ребят.
По словам учительницы Аллы Гевак, дети быстрее учителей привыкли к роботу, а педагогам было как-то странно поначалу называть машину именем ученика. Но сейчас все уже привыкли.
Между тем аналогичный робот уже имеется и у хирургов реанимации кардиоцентра в Центральном клиническом госпитале им. А.А.Вишневского. Если врача нет на рабочем месте, он все равно может... лично, а точнее, в оболочке робота Эрбота, совершить обход больных, дать нужные рекомендации.