Куда страждущему москвичу податься ночью, было известно еще в советское время. Помните, Высоцкий пел — “съездим к трем вокзалам и возьмем”. С тех пор репутация площади трех вокзалов как места, свободного от любых “сухих законов”, не изменилась.
...На часах — 23.30. Площадь почти пуста. Лишь запоздалые пассажиры, покупающие билет на последнюю электричку, толкутся около касс да таксисты стоят. Рядом с Ярославским вокзалом открыт небольшой круглосуточный магазинчик. Витрина с алкоголем ничем не закрыта. И в самом деле, зачем?
— Дайте бутылку во-о-о-н той водки, — тычем пальцем в одну из бутылок.
Работница магазина не моргнув глазом выдала нам желаемое. Даже чек пробила. На нем, правда, указывается лишь сумма покупки без наименования продукта.
Даже беглого взгляда на бутылку хватило, чтобы понять: нам продали самый откровенный контрафакт. Обе этикетки сморщены и наклеены криво. Акцизный знак отпечатан на первом попавшемся принтере — краска с него слезает, если потереть ногтем. Примечательно, что названия продукта на акцизе и на этикетке не совпадают. Вердикт: в лучшем случае это пойло можно использовать как незамерзающую омывайку для стекол. Употребление внутрь крайне нежелательно.
В советское время водку по ночам всегда можно было купить у таксистов. Мы тоже попробовали обратиться к местным извозчикам, дежурившим около Ленинградского вокзала.
— Мужики, водки не будет? Очень хочется, а в магазинах не продают — закон, — обращаемся к водителям.
— Да-а-а… ща с этим сложно. Но ничего, есть один способ, — многообещающе ответил шофер.
Водку из багажника, как бывало, он не достал. А попросту… повел нас через площадь к тому же самому магазину. Получив от нас деньги, таксист без труда купил еще одну бутылку водки. К чести водителя, никакого процента за беспокойство он себе не взял.
Вообще-то именно таксисты завязали с фарцовкой спиртным.
— Водку сейчас уже никто не продает, — говорит водитель, дежурящий у ночного клуба в центре города, — это невыгодно. Заломишь цену — брать не будут. Если накрутка маленькая — больше мороки, чем прибыли. Тем более многие ночные ларьки в спальных районах и так отпускают спиртное по ночам без всяких проблем.
Подтвердить это утверждение было нетрудно. В несколько маленьких магазинчиках в спальных районах Москвы нас обслужили, так сказать, прямо под плакатом, предупреждающим о запрете на ночную водочную торговлю. Причем безо всяких ночных накруток.
Отметим, впрочем, что крупные продуктовые магазины, в отличие от своих братьев меньших, правила блюдут неукоснительно. Купить что-нибудь крепкое в неположенное время у них почти невозможно. Так запрограммирована техника, касса просто не пробивает товар.
А куда же смотрят власти? Если брать привокзальную торговлю, то смотрят они на права собственника.
— Павильоны около Ярославского вокзала принадлежат арендатору “Планета Сервис”, — говорит начальник сектора коммуникаций дирекции вокзалов РЖД Дмитрий Писаренко. — Все магазины или закусочные в свою очередь принадлежат субарендаторам. Нам самим не нравится то, что там происходит. Договор аренды земли уже расторгнут. Сейчас мы судимся с “Планетой”, чтобы они убрали свои ларьки. Суд первой инстанции РЖД уже выиграли, но арендатор подал апелляцию.
Кроме того, железнодорожники с 2009 года добиваются того, чтобы всю привокзальную территорию передали им. Пока она принадлежит городу. Нужно, чтобы правительство Москвы приняло соответствующий закон, чего пока не сделано.
Что касается остальных магазинов, то проверять исполнение правил торговли может Роспотребнадзор. Планово чиновники делают это довольно редко, кроме того, они еще должны заранее уведомить предпринимателя. Так диктует закон. Внеплановые проверки можно провести, только если будут поступать заявления от самих граждан. А заявления на продажу водки по ночам, как несложно предположить, поступать не будут никогда. Этой услугой пользуются не самые сознательные граждане.