Сама рейтинговая система оценки знаний студентов — это целый комплекс организационных, учебных и контрольных мероприятий. Главными ее отличительными особенностями являются: непрерывный мониторинг преподавателями успеваемости студентов, десятибалльная шкала оценки и развитие самостоятельного мышления при выполнении индивидуальных заданий. Очень важно, что при рейтинговой системе итоговая оценка ставится не за сдачу лишь экзамена по дисциплине, а за работу в течение всего семестра. Такие меры заставляют студентов не прогуливать лекции и семинары, а также дополнительно серьезно заниматься дома.
Профессионалы в области образования заявляют, что благодаря этим мерам снижается роль случайных факторов при сдаче экзаменов и зачетов. То есть у преподавателя уже нет шансов занизить оценку на экзамене, ведь итоговый результат складывается из суммы всех полученных баллов за семестр. Получается, что при такой системе и получить “пятерку” уже не получится, просто зазубрив предмет за ночь: студенту нужно получать баллы и на лекциях, и на семинарах, и за выполнение домашних заданий, и на экзамене или зачете. Более подробно о балльно-рейтинговой системе мы попросили рассказать нашим читателям проректора по учебной работе РЭУ им. Плеханова Леонида БРАГИНА:
— Поэтапное внедрение рейтинговой системы оценки ведется уже два года. На ряде факультетов мы также перешли на модульное обучение, когда сессия у ребят проходит не два раза в год, как обычно, а четыре. Благодаря рейтингам студенты мотивированы на систематическое обучение в течение всего семестра: их итоговая оценка складывается из баллов, полученных на занятиях, защиты курсовых и самого экзамена или зачета. Вклад текущего контроля в рейтинговую оценку знаний по дисциплине может достигать 70 процентов.
По словам Леонида Брагина, такая система эффективнее традиционной: улучшает мотивацию обучения студентов, ребята начинают соревноваться между собой, и увеличиваются объем и значение самостоятельной работы, что в полной мере отвечает требованиям стандартов образования третьего поколения, в которых сокращаются аудиторные часы.
Однако рейтинговая система заставляет совершенствоваться не только студентов, но и преподавателей. Им приходится совершенствовать методы обучения студентов и содержание своих лекций. Эксперты заявляют, что при этом повышается уровень организации учебного процесса в вузе, но на педагогов ложится дополнительная нагрузка в виде заполнения рейтинговых ведомостей и отчетов.
Вузы переходят на рейтинговую систему оценки для того, чтобы улучшить качество образования и сделать студентов более мобильными. Например, в нашем университете в год по обмену уезжают учиться за рубеж около 250 студентов. Ребята занимаются в вузах-партнерах и по итогам обучения получают 2 или 3 диплома международного образца. Если оценки выставляются по рейтинговой системе, то их очень легко перевести с помощью таблиц как в традиционную — пятибалльную, так и в международную — буквенную.
Специалисты заявляют, что успеваемость студентов с введением рейтинговой системы улучшается, потому что ребята находятся под постоянным контролем, а их знания формируются на регулярной системной основе.