В такое неожиданное русло экспертов вывела дискуссия по поводу памятника Твардовскому, вопрос об установке которого решался с 2006 года уже в четвертый раз, да так и не решился. Памятник готов подарить Москве Российский фонд мира. Его хотели возвести на набережной Тараса Шевченко, потом предложили другое место — Страстной бульвар, недалеко от Нарышкинского сквера. Однако г-н Кибовский, отметив, что в сущности не возражает, заявил, что с 1923 года по 1976 год в районе Бульварного кольца появилось всего 4 памятника, а вот после 1993 года, с тех пор, как кольцо признали объектом культурного наследия и взяли под охрану государства, — уже целых 6. “Бульварное кольцо — это не мемориал, не Стена плача и не некрополь, — заявил Кибовский. — Все входы и выходы с Бульварного кольца памятниками уже охвачены. По закону на нем строить вообще ничего нельзя”. Тем временем предложения по установке памятников именно в границах Бульварного кольца продолжают поступать — только с 4 июня в Москомнаследие поступило уже 3 таких заявки.
По мнению главы Москомнаследия, пора принять решение о прекращении возведения памятников в районе Бульварного кольца. Тем временем представители фонда попросили членов комиссии решить вопрос с Твардовским побыстрее: все-таки у поэта в уже уходящем году 100-летний юбилей, памятник уже отлит в мягком материале, деньги есть — только места нет...
Впрочем, наличие денег на установку памятника еще ничего не значит. По данным Кибовского, все памятники в столице — ничьи, ибо не оформлены ни в городскую, ни в федеральную собственность. И все время возникает вопрос, кто за ними должен ухаживать. “Когда украли цепи с Пушкина, мы этот вопрос как-то решили. А если завтра новому памятнику отломят руку — кто будет его восстанавливать?” — спросил Кибовский. И привел пример: на содержание памятника крейсеру “Варяг” в Корее спонсоры ежегодно перечисляют по 10 тыс. долларов. “Есть смысл рассмотреть введения подобной практики и у нас отдельно”, — уточнил глава Москомнаследия.
…Вдруг снова вспомнив о Твардовском, члены комиссии серьезно задумались: а действительно ли место на Страстном бульваре подходит поэту? “Слишком оно суетливое”, — засомневался один эксперт. Когда дошло до голосования, кворума в пользу появления памятника не вышло — и вопрос решили опять перенести.
А комиссия сосредоточилась на предложении муниципалитета Хорошевского района об установке в Березовой роще памятника Петру и Февронии Муромским, недавно объявленным новым символом любви и верности. В целом эксперты не возражали и уже готовы были проголосовать, пока вдруг представитель Москомнаследия не объявил, что Березовая роща — памятник садово-паркового искусства. В итоге нашли выход — провести в столице конкурс на место установки этого памятника и на его эскиз.
И можно особо не торопиться. Как сказал в конце заседания эксперт Перфильев, 12 памятников, которые должны были возвести в этом году, среди них — генералу Скобинову и летчику Водопьянову, заморожены. Так что есть ли смысл принимать новые решения?..