Списки самых богатых людей мира, ежегодно обновляемые журналом Forbs, свидетельствуют: чтобы стать миллиардером, можно закончить любой, самый захудалый вуз. А можно вообще ничего не заканчивать: живой тому пример — Билл Гейтс и Марк Цукерберг из того самого списка, задала тональность обсуждению Тина Канделаки. “Как бы сделать так, — обратилась она к собравшимся, — чтобы эта идея стала популярной в России?” Тем более что момент благоприятный: число студентов из-за демографического провала вот-вот резко упадет. И, стало быть, вузы будут пачками закрываться.
Впрочем, единства по поводу того, должно ли высшее образование стать в России всеобщим, не оказалось даже среди собравшихся экспертов. Одни заявили, что должно, поскольку это не только залог жизненного успеха и повышения культурного уровня, но даже — фактор увеличения продолжительности жизни. Другие во главе с Канделаки посчитали, что “лишние” вузы стоит сократить. Главное, что нужно, — изменить стиль преподавания в оставшихся по итогам жесточайшей конкуренции.
Правда, что именно должно столь радикально изменить жизнь российских вузов, прояснилось не до конца. Сама Канделаки внесла лишь два конкретных предложения: “в каждом вузе должен быть wi-fi, и отменить в вузах обязательную посещаемость для галочки. Сегодня, — разъяснила телеведущая, — жизнь изменилась принципиально. Люди поделились на тех, кто живет в социальных сетях, и остальных. И чтобы получить нужные материалы, совершенно не нужно терять два часа на дорогу в вуз”.
Работодатели подкинули еще одно предложение: принять целевую программу качественного развития высшего образования. И твердо дали понять, что сами они пристально заниматься вузовскими делами, и уж тем более оплачивать их, не собираются. Максимум, на что готов бизнес, — вести практики для студентов и, что еще важнее, для преподавателей. А всё прочее — головная боль государства.
Настрой бизнеса подтверждают и результаты последнего исследования, проведенного российскими хед-хантерами. Так, средства на обучение студентов, по их данным, выделяют лишь 12% компаний. А свое участие в этом процессе подавляющее большинство видит в организации студенческой практики (60%) и стажировок (44%). Иначе и быть не может, разъяснил активный блогер, также принявший участие в обсуждении: “И изменение преподавания в вузах не поможет — уже поздно. Сегодняшний ребенок сидит за компьютером и сам решает, на какие сайты заходить и с кем общаться. Он физически не в состоянии сидеть и слушать преподавателя — это как заставить переписывать что-то от руки, когда есть ксерокс. Так что те, кому сейчас 12—14 лет, мотивации к учебе не имеют. И я лично тоже на второе или третье высшее образование тоже не пойду — чем сидеть и слушать лекцию, мне проще эти полтора часа просидеть на морозе. Те, кто хочет учиться, — уезжают за границу. А те, кто нет, — покупают дипломы здесь”.