Князь князька видит издалека
Накануне последнего заседания суда великий князь всея Руси Валерий Кубарев пожаловал к нам в редакцию. И пусть вместо мантии на нем было длиннополое пальто, царские замашки из гостя поперли тут же.
— Здравствуйте, а я вас сразу узнала...
— Еще бы, любого князя легко можно определить в толпе. От него исходит свечение, отличающее избранника от простого люда, — высокомерно сообщил Кубарев и разве что не предложил облобызать ему ручку. — Я и сам всегда отличаю господ голубых кровей с первого взгляда.
Впрочем, сам себя как персона грата Валерий идентифицировал не с рождения, а уже когда ему стукнуло за сорок. Оглянулся Кубарев назад и понял: годы идут, а ничего выдающегося он в них не сотворил. Ну закончил МАИ, ну работал научным сотрудником в Институте прикладной математики АН СССР им. Келдыша, ну занялся в перестройку предпринимательством (впрочем, как все). А ведь родители всегда нашептывали ему, что роду-племени их сын особенного…
— В советское время, конечно, об этом нельзя было говорить, — продолжает князь. — Только после перестройки родители рассказали мне историю нашей семьи: деда раскулачили, отняли у него мануфактуру. Мне стало обидно еще и от того, что он был знатных кровей: по преданию, наши корни уходят к самому Рюрику. А точнее, к ветви ярославских представителей рода — князей Кубенских.
Валерий Кубарев обратился к историческим архивам в поисках своего генеалогического древа и понял, что его предок пал жертвой клеветы.
— Пока Иван Грозный не достиг совершеннолетия, его опекуном царем-регентом Руси с 1544 г. по 1546 г. был князь Иван Иванович Большой Кубенский, — говорит Валерий Кубарев. По указу Грозного моего предка казнили, обвинив в заговоре. Его младший брат Михаил Иванович Большой Кубенский попал в опалу, лишился всех земель, угодий, денег, положения и умер в 1550 году. У него было три сына, судьба которых неизвестна, скорее всего они попытались избежать участи своих родственников, поэтому сменили свою фамилию на Кубаревых. И уже в XIX веке я наткнулся на своего предка Алексея Михайловича Кубарева, который был профессором МГУ и другом Пушкина. Узрели связь поколений?
— Не совсем… Она же вилами на воде писана! — говорю.
— А как, по-вашему, вообще переиначивается история всеми этими летописцами? — не смутился князь.
И в подтверждение своих слов обратился к еще более древней истории:
— Рюриковичи имели прямое отношение к язычеству и утверждению христианства на Руси. Бог Солнца у них был Куб-Ра, и Владимира Красное Солнышко по-древнерусски величали Хин-Кубар. А сын Ярослава Мудрого называл себя Кубарой — тогда князья были наместниками Бога на земле. В X веке Ра свергли христиане, вот и стали мои предки Кубенскими. Кстати, со своими поправками в историю Руси я сейчас готовлюсь выступить на научной конференции!
“Казань брал и буду брать!”
Раскопав и притянув к себе за уши российскую историю, подкрепленную языческой ересью, пред судом Валерий все же вооружился более достоверным оружием — бумажками.
— Все титулы у нас официально отменены, никто не мог восстановить историческую справедливость, — говорит Кубарев. — Кроме того, в России есть Дом Романовых, но никому не пришло в голову объединить Рюриковичей, будто все их заслуги перед Отечеством давно забыты. Считается, что царская династия прервалась, но ведь она насчитывает десятки прямых и косвенных потомков! И вот один из потомков Рюрика в Испании — Уго Норберто Кабрера — открыл там Августейший дом Рюриковичей и напечатал официальный документ о восстановлении в России нашей династии, мне же он пожаловал титул принца и великого князя, — Валерий разворачивает передо мной огромный свиток с гербовой печатью. — Кстати, двуглавый орел — знак нашего рода Рюриковичей, современная Россия присвоила его себе грабительским способом, хоть на авторские права подавай! Но ничего, всего добьемся по порядку…
Потом Валерий прошел две генетические экспертизы и сравнил свои результаты с ДНК другими потомками Рюриковичей: “Мои подозрения подтвердились, наши данные совпали на 99 процентов!”
И новоявленный великий князь всея Руси вновь с головой погрузился в архивы, на этот раз чтобы выставить властям кругленький счет за несколько столетий разом.
— Государство Российское строили Рюриковичи, а Романовы уж пришли на готовенькое! — до сих пор делит имущество меж двух царских династий Валерий Кубарев. — Все древние кремли они строили, и в Москве, и в Подмосковье — около 12 объектов! А в Казани какие шикарные крепостные стены — Иван Грозный ее брал, и я возьму! И в Тулу мы уже направили иск… Вот ведь интересный факт: кремли никогда ни на кого не были записаны. Большевики после революции их национализировали, но заседали в них генсеки и власти на местах. Однако без всякой на то записи в законе! После перестройки Московский Кремль оккупировал президент, это стала его резиденция. Однако документального владельца у нее нет до сих пор!
И не то чтобы Валерий Кубарев решил приватизировать Кремль, пока сие не пришло в голову кому-то еще, но планы у него далеко идущие.
— В Конституции есть закон, по которому любая организация может потребовать у государства в бессрочное пользование какой-нибудь памятник культуры или архитектуры, — говорит великий князь. — Так, многие получают в качестве ренты какой-нибудь старинный особняк, а взамен его реставрируют. А Русская православная церковь недавно получила такую же возможность по специальному указу Медведева — на пользование зданиями, которые ей принадлежали до революции. То есть и я в составе какой-нибудь организации могу посягать на пользование Кремлем.
В Дворянское собрание Валерий Кубарев не стал даже соваться: “Там же все отпрыски придворных Рюриковичей, мне не чета!”. И вот в том году объединился с названными потомками князей Юсуповых, создав фонд национального и религиозного содействия “Княжеский”, куда пригласил вступить других наследников знатных фамилий:
“Спрашивается, почему нас не пускают в Кремль? Многие потомки именитых дворян даже к некрополю своих предков не могут пробраться. Кроме того, мы бы открыли Кремль для народа: дальше Мавзолея рядовой житель Москвы не бывал — заперто! А получив по закону свою долю Кремля, на которую наш фонд имеет не только конституционное, но и моральное право, вместо Совета Федерации мы бы учредили законодательное собрание. Чтобы у власти в России стоял и гарант Конституции, и дворянская элита голубых кровей”, — таковы амбиции Кубарева. О которых он и заявил в мае, позвонив в Администрацию Президента РФ:
— Мы хотели бы оформить в бессрочное пользование Грановитую палату и Теремной дворец на территории Московского Кремля.
— А может, вам еще ключи от государственной казны, где деньги лежат? — услышал насмешливый ответ великий князь и в августе обратился к представителям Фемиды.
“А царь-то не настоящий!”
Ответчиками по иску фонда “Княжеский” выступают Правительство РФ, Министерство культуры и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Интересно, что судья принял иск к рассмотрению и потребовал с обвиняемой стороны такие документы, как БТИ и поэтажный план Кремля. Собственно, из-за того, что бумаги не готовы, заседание каждый раз переносилось.
— Вчера ответчики представили не все документы, но кое-что новое о Кремле мы узнали, — говорит Валерий Кубарев. — Однако суд все же вынес решение не в мою пользу, причины нам не разъяснили. Придется теперь подавать кассацию в Верховный суд, а там, глядишь, и до Страсбурга дойдем… На то мы и Рюриковичи!
Участники процесса пока отказываются давать журналистам какие-либо комментарии. А вот в пресс-службе ФСО РФ, которая выступает среди третьих лиц в заседании, нам сообщили: “Кремль является собственностью государства и входит в список ЮНЕСКО”.
— По закону суд должен рассматривать любые, даже самые безумные иски граждан, — говорит Герман Лукьянов, официальный юрист Дома Романовых. — Фонд “Княжеский” также имеет конституционное право просить у правительства (а в случае отказа — у суда) права на предоставление ему в бессрочное пользование того или иного объекта. Но ведь в Конституции не сказано, что эта просьба непременно должна быть удовлетворена.
После перестройки потомки раскулаченных во время революции семей не раз пытались вернуть свое имущество обратно, однако даже самый гуманный суд в мире не берется класть на весы “трофеи” гражданских войн. А вот по праву бессрочного пользования некоторым из них действительно удалось получить свой фамильный особняк, например под офис.
— Дом Романовых выступает против реституции, — говорит Александр Закатов, директор канцелярии главы Российского императорского дома княгини Марии Владимировны. — Особенно в том, что касается царского наследия. Хоть в переписи населения правитель и был указан, как “хозяин земли русской”, это не значит, что каждый гектар был его собственностью, — скорее здесь имелось в виду отношение к своей стране как к хозяйству. В царской России официально были прописаны имущественные отношения: существовала и частная собственность, которая считалась неприкосновенной, а также государственная и удельная. Последняя давалась в пользование безвозмездно, но и не могла быть продана или завещана. Царь мог передать преемнику престол, но не Кремль, в котором он находился. Так или иначе, а 1917 году царская семья подписала отказ от всей своей собственности в пользу народа.
За один прошлый век столько законов изменилось, а уж кто Рюриковичей помянет — тому глаз вон. Но мы все-таки обратились к историческим документам и в книге С.М.Соловьева “История государства Российского с древнейших времен” нашли упоминание о князьях Кубенских, павших от рук Ивана Грозного по обвинению в заговоре. Другой вопрос, что потомства, по свидетельству летописца, ни один из них не оставил.
— Ну да, считается, что род князей Кубенских прервался, да и не были они престолонаследниками, — говорит Станислав Думин, ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея. — В России и за рубежом сохранились прямые потомки самых выдающихся Рюриковичей, причем со всеми документами на руках: предводитель Дворянского собрания Григорий Гагарин, а также Оболенские, Голицыны. Да и что такое современный Кремль? Россия со времен Рюриковичей очень сильно изменилась: деревянные постройки Московского Кремля вообще сгорели во время пожара 1812 года! О каком плане БТИ на него может идти речь? К тому же если Большой Кубенский и мог входить в регентский совет при молодом Грозном, то он никак не считался правителем — должность “царь-регент” Кубарев явно выдумал. Так что о моральном праве на Кремль ему бы на суде вообще лучше молчать. Да и от титулов современные дворяне официально отказались, любое упоминание князей и графов наводит на мысли о мошенничестве — странно, что истец не боится предъявлять в суд филькины грамоты.
В Дворянском собрании разбирательство Кубарева навело переполох: потомки Рюриковича недовольны, что их имя вовлечено в государственный скандал. Они даже послали запрос в правительство Испании и повесили у себя на сайте письменный ответ о том, что никакого Августейшего дома Рюриковичей там официально не зарегистрировано.
— Мы сразу заинтересовались заявлением Валерия Кубарева и правда надеялись обнаружить в его лице еще одного потомка древнего рода, — говорит Андрей Журавлев-Сеславин, генеалог международного проекта “Рюриковичи”. — Мы сравнили его генетический тест с реальными потомками: совпала только этническая группа. Общий потомок у них прослеживается 4 тысячи лет назад, когда Рюрик проживал всего 1200 лет назад.
Самозванцы на Руси всегда отличались особой дерзостью. Необычный иск Владимира Кубарева и так вписал бы его в учебники по имущественному праву. А вот ложь под присягой может свергнуть великого князя с престола — на скамью подсудимых.