Исследование проводилось среди родителей пятиклассников, которые два раза в неделю занимались “Основами религиозной культуры и светской этики”. Большинство опрошенных положительно относятся к курсу, считают, что предмет был необходим с воспитательной точки зрения и соответствует нуждам школы. Треть родителей утверждают, что с тех пор, как дети стали изучать новую дисциплину, они стали более воспитанными и лучше относятся к близким. Михаил Романов из агентства социальных технологий “Политех”, которое и проводило исследование, отмечает, что результаты отражают реальную картину. Восхищается он и учителями на местах, которые сумели справиться с такой сложной возложенной на них задачей.
Однако эксперты, наблюдающие за апробацией курса, уверяют, что не все так гладко.
— Учителя школы полностью не готовы к преподаванию этого предмета, — говорит Алла Гербер, член Общественной палаты. — Учителям спустили сверху распоряжение, что этот курс должен читаться детям 4-го класса. А в этом возрасте дети еще плохо оперируют понятиями, которые им предложили выучить. Также в ситуации острой ксенофобии все религиозные вопросы очень опасны. Уверена, для того чтобы сплотить общество, нужно преподавать историю всех религий, а не идти по модульному подходу, когда родители выбирают для детей отдельные религии.
В начале эксперимента было обучено 1000 педагогов, которые разъехались по всем регионам и обучили методике преподавания еще 15 тысяч своих коллег. Учебники по курсу “Основы религиозной культуры и светской этики” были готовы за 4 месяца. К учителям они попали только за неделю до начала занятий. А в Пермской и Костромской областях учебник и вовсе в глаза не видели.
По словам экспертов, подготовить за такой короткий срок учебные пособия отказались лучшие религиоведы. В результате книги вышли “сырыми”, с ляпами и несостыковками. Члены Общественной палаты обратили внимание, например, что в курсе ислама нет раздела про шиитов. В некоторых не соответствуют подписи к фотографиям. Например, написано, что одежда для мусульман закрывает все тело, а на фотографии нет ни тела, ни одежды, только голова.
Раздел об иудаизме проиллюстрирован изображениями мусульманского быта.
Разумеется, со временем ляпы устранят, все регионы обеспечат необходимыми материалами, а учителя привыкнут. Пока предмет детям нравится — оценок не ставят, домашнее задание не задают. Только вот слишком много незнакомых терминов, сложно пятиклассникам пока все это усваивать. Главное, чтобы после эксперимента при введении курса постепенно учитывались все пробы и ошибки, без исключения.