Нестандартное образование

В 2011 году перечень вступительных экзаменов изменится. Но никто не знает, как

Ровно через месяц наши вузы переходят на новые образовательные стандарты – непрерывный специалитет уступит место бакалавриату и магистратуре. Между тем система высшего образования к столь радикальным реформам не готова, заявили в пятницу участники совместного заседания Учебно-методического объединения (УМО) и Ассоциации классических университетов России (АКУР)

В 2011 году перечень вступительных экзаменов изменится. Но никто не знает, как

тестовый баннер под заглавное изображение

30 декабря набор на традиционные российские программы подготовки специалистов прекратится. Высшее образование перейдет на новый образовательный стандарт. И это изменит всё. Массовая подготовка в специалитете сохранится разве что в МГУ им. Ломоносова с его индивидуальными программами. Прием в прочие вузы станет по-европейски уровневым – бакалавриат или магистратура. А, значит, изменится как перечень направлений подготовки и специальностей, так и списки вступительных экзаменов: новый-то набор пойдет на направления, которых прежде не существовало. Под них понадобятся и новые образовательные стандарты с программами. И много чего еще. Причем, если по-хорошему -- то прямо сейчас. Однако ничего этого нет и в помине.

По данным председателя Совета УМО, ректора МГУ им. Ломоносова Виктора Садовничего, «по состоянию на 22 ноября разработаны и утверждены лишь 75% стандартов образования для бакалавров, 80% -- для магистров и менее 1% -- для специалистов». Без этого вузы не могут разрабатывать свою часть программ – особенно, в отсутствие методической помощи (ранее ее осуществляло УМО, но несколько лет назад Минобрнауки лишило общественное объединение этой функции). И всё застопорилось. Впрочем, с утвержденными стандартами тоже беда. В одних вылезли ошибки – например, немыслимые нагрузки, заложенные в специальностях «Социальная работа» и «Бизнес-информатика». В других отсутствует преемственность с нынешними программами, из-за чего «уже начались проблемы: например, с отсрочками от армии. Получается, что по-старому готовить специалистов мы не хотим, а по-новому – не можем»,-- обрисовал складывающуюся ситуацию зампредседателя Совета УМО Игорь Котлобовский.

Есть, по его словам, и другие нерешенные вопросы. Так, «для реализации нового федерального образовательного государственного стандарта нужно новое оборудование. А за чей счет его покупать? Ответа нет. То же с изданием новых учебников и пособий. Как мотивировать написать их доцента с зарплатой в 13 тыс. рублей или профессора с зарплатой в 19 тыс. рублей?». В Европе, напомнил Котлобовский, «при переходе на новые стандарты выделялось дополнительное финансирование, сопоставимое с годовым бюджетом министерств образования». Мы, похоже, делать этого не собираемся. Но тогда «за европейским фасадом стандарта может остаться прежняя начинка»,-- предупредил он.

Как там выйдет с еврофасадом, судить преждевременно. А вот «начинка» – точно родимая, это уже ясно: ну где еще реформу могли начать с одновременной ломки системы высшего образования и ведомства, её проводящего? Между тем на финальной стадии перехода на новые образовательные стандарты произошло именно это. Летом 2010 года Минобрнауки претерпело слияние с Федеральным агентством по образованию. Поэтому, признал замдиректора министерского департамента профобразования Олег Орчаков, «пришлось перестраивать всю работу по согласованию стандартов, а со специалитетом процесс затянулся вовсе и действительно выглядит катастрофически». Уже очевидно: до конца года, как предполагалось вначале, новые стандарты не утвердят -- «подавляющее большинство» (то есть, не все) в лучшем случае будут подготовлены и утверждены лишь к концу января. А новый перечень вступительных экзаменов, тоже пока не готовый -- к 1 февраля, без особой уверенности пообещал Орчаков.

Таким образом, «хаос в подходе к новым образовательным стандартам вызван непоследовательной политикой последнего года в сфере образования»,-- констатировали участники обсуждения. А саму проблему федерального государственного образовательного стандарта, подытожил первый зампред комитета Госдумы по образованию Юрий Карабасов, «загнали в тупик, и удастся ли его до конца года оттуда вызволить, очень сомнительно». Впрочем, иначе, по его словам, и быть не могло: «Реформаторские замашки, не опирающиеся на образовательное сообщество, обречены на неуспех».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру