Сам конкурс проводился в два этапа. На первый заочный тур директора присылали эссе. Ахтам Чугалаев в своем опусе рассказал, что больше всего его волнует вопрос повышения квалификации учителей, а также организация питания детей. Во втором туре руководители школ должны были представить, что они получили возможность обратиться к известным отечественным и зарубежным представителям органов власти с просьбой решить проблемы, которые встречаются в профессиональной деятельности директора. В числе воображаемых собеседников Дмитрий Медведев, Владимир Путин, Виктор Садовничий, Билл Гейтс, Барак Обама и Андрей Фурсенко. Последний из названных достался в воображаемые собеседники Ахтаму Чугалаеву. Директор школы предложил министру образования проводить реформу в школах только после обширного обсуждения их в образовательном сообществе. И попросил не переносить зарубежный опыт на российское образование.
Лучший директор 2010 года уже 30 лет работает в школе, 15 из которых он руководит учебным заведением.
— В 90-е годы я уже принял для себя решение уходить из школы, но внезапно мне предложили возглавить новое учебное заведение в городе, котлован под которое только рылся, — рассказал “МК” Ахтам Чугалаев. — Я сразу вспомнил свою давнюю мечту: построить школу с нуля и сделать ее любимой учениками, учителями и родителями.
Мечта Ахтама сбылась — построены три корпуса школы, в которой учатся 1670 детей. Каждый год учебное заведение набирает по 10 первых классов. Альма-матер работает по системе полного дня. Там действует больше 170 бесплатных кружков и есть даже собственный медико-педагогический центр с лицензией на медицинскую деятельность. Там Чугалаев — мастер на все руки и всегда готов на личном примере показать плюсы своих нововведений: организовать обучение педколлектива, обеспечить общение учеников с носителями иностранного языка и даже встать у плиты в качестве повара школьной столовой. У него в школе устроена стена гласности. Там ученики могут писать любые свои мысли вплоть до нецензурной брани. Директор говорит, что сначала коллеги жаловались на надписи, но потом поняли, что и с негативной реакцией детей нужно уметь работать. Чугалаев говорит, что для него стена гласности — это возможность наблюдать температуру в школе.
— Когда мы там встретили националистические лозунги, сразу стали принимать меры — и все проблемы находятся под нашим контролем, — рассказал Ахтам Чугалаев.