Мужчины пригрелись в учительской 192-й школы уже давно. А все потому, что директор создала им особые, чуть ли не тепличные, условия.
— У нас мужчины, насколько это возможно, освобождены от административной, бумажной работы. Поэтому они могут больше внимания уделять творчеству, — рассказывает директор школы Татьяна Старкова. — Сейчас у нас работают 20 учителей-мужчин, и это не считая педагогов дополнительного образования. Многие из них перешли к нам еще 2002 году: тогда создавалось новое биохимическое лицейское направление, и учителя с готовностью откликнулись на наше предложение.
Причем педагоги так прочно обосновались у доски, что стали приводить в школу бывших учеников и студентов. Ради работы с детьми многие из них даже оставили науку.
— Я уже с третьего курса работал в школе, — вспоминает преподаватель химии Александр Пашинский. — Закончил факультет почвоведения МГУ, но в аспирантуру не пошел, привлекла практика. Сюда меня привел Сергей Пономарев. Когда-то я сам у него учился, а теперь мы с ним коллеги.
Но, несмотря на относительную молодость состава, есть в нем и свои ветераны.
— Наша гордость — это преподаватель ОБЖ Петр Константинович Подкас, — говорит Татьяна Старкова. — Его преподавательский стаж более 55 лет. На всевозможных военных сборах его мальчики самые организованные, самые лучшие. Или, например, Игорь Киселев — у него широчайший круг знаний и интересов, он легко заменяет при необходимости и литератора, и географа, историка.
Школа №830 реализует иной подход. Ее директор Марина Климова специально работала над привлечением в школу сильного пола. Мужчины получают карт-бланш в интересной им области.
— На самом деле все зависит от того, как директор строит свою кадровую политику, — говорит Алексей Казаков, заместитель по воспитательной работе. — У нас нет каких-либо льгот, просто директор умеет подбирать людей.
Инь—ян в учительской
В сплоченном коллективе 830-й школы нашли золотую середину в соотношении мужчин и женщин у доски.
— Все психологи говорят, что коллектив — мужской ли, женский ли — надо разбавлять, — делится своими соображениями учитель МХК и музыки Алексей Казаков. — Я работал в преимущественно женских школах, там совсем другая атмосфера. Если мужчина один, то он стремится быстро-быстро просочиться на свое место, все незаметно и тихо. А тут мы хотя бы можем все вместе встать на защиту своих интересов.
Преподавателю математики Юрию Вейцу пришлось сменить немало “женских” школ, прежде чем он осел в 192-й.
— На женщин-учительниц интересней смотреть, — смеется Юрий. — У них другое чувство юмора, своя логика. Но часто женское засилье, оккупация, в прямом смысле слова, мешают мужикам работать. Обычно я довольно быстро меняю школу, а в этой задержался на девять лет, потому что коллеги оказались равносильны.
Но не все родители готовы доверить ребенка, особенно девочку, учителю противоположного пола. Юрий Вейц вспоминает, что в его практике был случай, когда трех семиклассниц родители перевели в другую школу.
Прекрасная половина 192-й школы согласна, что в женском обществе работать сложнее. По словам учительниц, с мужчинами нет склок, они не такие мелочные. Но если в школе в течение года ничего не происходит, то мужчины скучают, киснут. Они могут рождать концептуальные идеи, а женщинам надо вовремя их подхватить и реализовать.
— То, что в школе много преподавателей-мужчин, создает особую обстановку, семейную, домашнюю, что ли… — улыбается Татьяна Старкова, директор школы №192. — Например, если я дам кабинет женщине, я знаю, что там точно будет уют. А у мужчины даже если и будет порядок, то свой, “мужской”. Хотя процесс творчества нередко сопровождается беспорядком, в нем рождаются новые мысли.
Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота...
Кстати, с творчеством у педагогов-мужчин все в порядке. Едва ли не каждый из них ведет какую-нибудь секцию или кружок. В 830-й школе после окончания уроков половина учеников бегут на занятия в эстрадную студию, которую создал преподаватель музыки и МХК Алексей Казаков.
— Мы с ребятами уже поставили два мюзикла, — гордится педагог. — В позапрошлом году это был “Летучий голландец”, в прошлом — “Обитаемый остров” по Стругацким. Каждое представление по 40—50 минут — это и песни, и танцевальные номера. А сейчас мы работаем над спектаклем “Робин Гуд”. Школьникам очень нравится: тут все в средневековом стиле, есть и фехтование, и стрельба из лука…Предмет особой гордости мальчишек 830-й школы — летная подготовка. Учитель физкультуры Игорь Листратенко регулярно возит учеников на аэродромы, где они получают возможность попрыгать с парашютом и посидеть за штурвалом самолета.
— Мы с учениками только что вернулись из Ульяновска, куда ездили на каникулы, — делится новостями педагог. — Там в летном училище были и физкультура, и авиатренажеры. Все ребята остались очень довольны. Многие школьники после таких выездов увлеклись авиацией уже всерьез, были и те, кто поступил в летные училища.
Ученики 192-й школы тоже не сидят на месте. Математик Юрий Вейц ведет небольшую секцию боевых искусств. Рукопашным боем он и его ученики занимаются исключительно для себя — группа не участвует в соревнованиях. На летнюю практику и в походы с учениками тоже отправляются преимущественно мужчины.
— Мы много ездим с ребятами в тематические лагеря, где надо и жить, и работать, наукой заниматься, — рассказывает биолог Алексей Тихомиров. — 10-й класс, например, сейчас самостоятельно строит в деревне собственную исследовательскую базу. Родители не против — наоборот, дети хоть будут знать, с какой стороны за молоток браться.
Наверное, поэтому педагоги-мужчины в школе пользуются особой популярностью.
— У них другое чувство юмора, — рассказывает 8-классник Дима. — Они более твердые, но справедливые. Тих с ребятами на практикум ездит, я тоже собираюсь.
Тих и Сюп — эти прозвища, по утверждению учеников, были придуманы давно и самими учителями. Алексей Тихомиров и Сергей Пономарев уже стали для ребят своеобразной школьной легендой: их слова цитируют и пересказывают.
— У нас тут было практическое задание, — вспоминает 8-классница Оля. — Надо было нарисовать увиденное под микроскопом, инфузорию туфельку например. Алексей Владимирович посмотрел на мой рисунок и укоряюще так говорит: “Ну что у тебя за булыжная мостовая тут?”
Школьники 830-й также твердо уверены в том, что учителя-мужчины — самые справедливые и юморные. Педагоги в свою очередь делают все, чтобы оправдать такую репутацию.
— У нас все мальчишки хотят попасть на летную подготовку, — делятся 7-классники. — Те, кто уже ездил, потом еще по полгода хвастаются.
— Я хотела бы в следующий раз поучаствовать в мюзикле, — рассказывает о своих планах 9-классница Лена. — Эти спектакли такие красивые, времени, конечно, много уходит, но результат того стоит. Алексей Юрьевич умеет делать классные постановки, каждое представление — это всплеск и для зрителей, и для самих участников.
Ходячая энциклопедия у доски
У каждого педагога есть свои приемы, с помощью которых он завоевывает расположение учеников: это и манера общения, и подача себя. Мужской подход, по словам учителей, это особый способ заинтересовать учеников.
— Мне нравится быть “ходячей энциклопедией”, — рассказывает Вейц. — Каждый мой ответ должен быть максимально искренним и точным. Во время занятий возникают промежутки, и я создаю урок прямо на глазах изумленных учеников. Два урока в один день на одну и ту же тему проходят совершенно по-разному.
— Я считаю, важно не просто вложить знания в голову ребенка, а заставить заинтересоваться, думать, искать ответы, — согласен с коллегой Алексей Тихомиров. — Конечно, бывают и исключения. Например, был ученик, который интересовался одними, извиняюсь, куньими экскрементами. И это не шутка. Он досконально изучал рацион куниц и особенности пищеварения этих животных. Мы пытались расширить его интересы, показывали взаимосвязь куниц с другими видами. В результате он поступил в МГУ на биологический факультет.
Учитель-мужчина хоть и редкий вид в наших школах, но совершенно необходимый. В благоприятном климате 192-й и 830-й школ учительские таланты мужчин расцветают особенно ярко. И школы, администрация которых поддерживает сильный пол у доски, от этого только выигрывают.