Под горячую руку властей попали уже как минимум 15 клозетов. Только возле станции “Медведково” демонтировали три кабины. А между прочим, в них были бесплатные секции для инвалидов, ветеранов ВОВ и дошколят. О том, почему главы управ “казнят” уборные, корреспонденту “МК” рассказал заместитель генерального директора Российского туалетного объединения Игорь Мищенков.
— Нам предложили разместить кабины во дворах где-нибудь неподалеку, — сообщил журналисту “МК” заместитель директора РТО. — Чтобы люди в поисках отхожего места бегали по извилистым московским улочкам, следуя многочисленным указателям. Молодежь, может, и потерпит, но не забывайте, что среди нас есть и пенсионеры, и те же инвалиды. Правда, главы управ дали нам надежду на то, что это временное явление, но ведь убрать всегда проще, чем поставить. Нужно же не только привезти и выгрузить — одной бумажной волокиты на несколько месяцев. Плюс ко всему, мы затратили немало средств на установку кабин. Одна трехсекционная стоит порядка 250 тыс. рублей, а ее демонтаж — 7000 рублей. И потом, ведь у нас уже есть разрешение на то, чтобы поставить кабину у метро, что еще за рекомендации, обязательные к выполнению?
К слову, туалетное объединение действительно занимает место у метро не просто так, а в рамках социальной программы, направленной на адаптацию инвалидов в обществе. Часть кабинок, в которых есть секции, приспособленные для “колясочников”, город приобрел и установил за свой счет, некоторые РТО расставило без государственной поддержки. Как объяснил “МК” Игорь Мищенков, исходя из собственных убеждений на собственные деньги к госльготам объединение добавило свои: бесплатно воспользоваться клозетом до недавнего времени могли дети до семи лет, ветераны ВОВ и инвалиды I группы.
По словам столичных коммунальщиков, проблема с отхожими местами в Москве, безусловно, существует. Даже в советское время, когда бесплатных стационарных туалетов в мегаполисе было минимум на треть больше, их все равно не хватало ни москвичам, ни гостям столицы. Сейчас ситуация со справлением нужды в уличных условиях еще больше усугубилась. Причем зачастую люди, которым приспичило прямо на улице, попросту не знают, что заветный домик находится поблизости.
Как быть теперь, когда уличные туалеты попали в немилость, не совсем понятно. И.о. директора ГУ ДЗ “Сантехработ” г-н Чернявский предложил ставить их на парковках, которые, по идее, должны быть возле станций метро. Но когда такие парковки появятся? И где справлять нужду до этого времени? Этот вопрос пока повис в воздухе.
Чтобы побороть информационный вакуум в туалетной сфере, чиновники от столичного ЖКХ обратились к руководству Московского метрополитена. Они предложили на карте столичной подземки размещать схему расположения стационарных “нужников”. Такие листочки, на одной стороне которых помещена схема линий сабвея, а на другой — карта Первопрестольной с указанием мест, где можно облегчиться, все желающие смогут брать в метрополитеновских кассах при покупке проездных. Не исключено, что подобные туалетные “путеводители” появятся в столице уже в следующем году.
Кстати, и сами разработчики туалетов предложили новую модель — клозеты, которые можно было бы установить в метро. В ближайшее время представители ВТО обратятся с такой инициативой к столичным властям. А Днем российского туалета предлагается сделать 9 апреля — именно тогда, в далеком XVIII веке, Петр Первый подписал указ о создании первых выгребных ям.
Итак, судьба кабинок до сих пор остается под вопросом. Конечно, есть такие люди, для которых туалет как для животных — везде. К счастью, таких не большинство и мы живем не в средневековье. И все же к чему может привести снос ватерклозетов в общественных местах? В лучшем случае к тому, что город “украсят” многочисленные указатели “ТУАЛЕТ ТАМ”, в худшем — подъезды жилых домов очень скоро превратятся в отхожие места.