Единого плана сноса пока нет. Но тенденция наметилась. Там же, на градсовете, глава Москомархитектуры Александр Кузьмин сообщил, что Генплан города не предусматривает размещения вдоль дорог в Москве торговых палаток, а разрешает лишь установку объектов транспортной инфраструктуры. “В Генплане не заложены никакие ларьки”, — подчеркнул он.
Впрочем, как выяснилось, за установку ларьков порой вообще никто не отвечает.
— Два года наши специалисты проводили исследование столичного рынка нестационарной торговли и выяснили, что большая часть киосков работает в городе вне правового поля, — говорит директор НП “Союз предпринимателей-арендаторов” Роман Жигульский. — Но нарушителей многочисленные контролеры не трогают. Потому что ларечный бизнес, по московской традиции, “крышуют” или милиционеры, или чиновники из местных управ. Если новый градоначальник велел снести на Красной Пресне именно такой самострой, то мы поддерживаем это решение. Особенно если в этих ларьках шла бойкая торговля алкоголем, что запрещено законом.
Другое дело, если “под удар” попали законопослушные владельцы киосков, которые имеют на руках долгосрочные договоры аренды, исправно платят налоги в городской бюджет. Пока будут идти суды, бизнес этих людей будет закрыт, без работы останутся продавцы. К сожалению, как показывает практика, власти не думают о последствиях своих резких решений для малого бизнеса.
Если новый мэр всерьез настроен навести порядок в городе, в том числе в розничной торговле, я бы посоветовал ему присмотреться к нынешнему механизму распределения в аренду помещений, принадлежащих городу. Недавно я принимал участие в конкурсе, проводимом в Северо-Восточном административном округе, и наблюдал этот цирк. Председатель громко называл номер одного участника, и все члены комиссии потом дружно признавали его победителем. Сначала было весело, потом — грустно. Так что разовыми, пусть и громкими акциями порядка в городе не навести. Нужно вымести метлой из мэрии, префектур и управ всех взяточников.
Пока же метлой, похоже, заметают следы. Ночью в воскресенье по Москве работали краны, увозившие с бойких мест откровенно “левые” тонары. А на площади Краснопресненской Заставы, на которую в минувшую субботу и обратил внимание мэр, продавцы пытаются хотя бы оттереть неприличные слова со стен. Многие из них уже наслышаны о визите мэра и предупреждены о последствиях.
— Я сама видела Собянина, прямо перед моим киоском стоял, — рассказывает продавщица Вера. — Ему палатки не понравились и столб вот тут, сзади. Сказал, проводки много… Но нам-то чего бояться — договор аренды земельного участка есть, в случае чего я сразу менеджеру позвоню. Он приедет и разберется. У нас 800 палаток по всей Москве, нельзя же без мороженого!
Впрочем, не все восприняли слова мэра всерьез. Гораздо больше продавцов напугали слухи о предстоящем визите ОМОНа.
— А вы думаете, действительно будут сносить? — волнуется Милена. Ее торговая точка находится прямо перед памятником, и причин для беспокойства больше всего. — Вообще-то наше дело маленькое, мы только продавцы. Все документы подписывает хозяин, ему и разбираться. С кем соглашение, я, правда, не знаю, но где-то ксерокопия была…
Причиной для ее беспокойства может служить и другое. Над киоском расположен огромный кондиционер, а лимит электроэнергии по договору у каждого киоска свой. Провода так перепутаны, что найти концы в прямом смысле невозможно, поэтому многие киоскеры под шумок пользуются электроэнергией соседей и предшественников.
Владельцы цветочного павильона решили проблему проще, вывесив на дверь табличку с номерами договоров с префектурой ЦАО. Поэтому цветочница Эмма спокойно расставляет букеты, не обращая внимания на суматоху соседей:
— У нас все законно, вон снаружи все данные указаны. В любом случае это не моя проблема. Я же только продавец, а соглашение с префектурой заключал владелец. Ему и отвечать в случае чего.
Ее соседка Гуля, напротив, взволнована. Ее киоск вдобавок ко всему пестрит объявлениями о регистрации, да и очередь за пивом не способствует душевному равновесию.
— У нас все есть: лицензии на продажу алкоголя и сигарет, договор аренды, договор на электроэнергию, — перечисляет она. — Но с собой у меня ксерокопий нет, это надо хозяину звонить. У меня начальство, которое решит все проблемы.
Одна из торговых точек на площади — павильон “МК”. Поэтому корреспондент не стал ждать появления таинственных “хозяев” продуктовых ларьков, а обратился напрямую к директору “МК-Сервис” Татьяне Савиной.
— Да, на площади располагается и наш павильон. Но претензий у мэра, как я понимаю, он не вызвал. У нас заключен договор краткосрочной аренды земельного участка с Департаментом земельных ресурсов города Москвы. Документ сроком на пять лет, заканчивается через два года, после чего мы обычно его продлеваем. Вопросы по внешнему виду утверждены главным архитектором Москвы, без согласования с ним вообще ничего нельзя установить официально.
Если вы обратите внимание, павильон находится немного в стороне и памятник не загораживает.
Даже если киоск не искажает архитектурный облик, может возникнуть масса других претензий. На каких основаниях официально могут прикрыть торговые точки?
— Осенью обычно бывают проверки, — сообщает директор. — Мы просто отправляем копии документов по месту требования. Павильон могут убрать в одностороннем порядке, если нарушены условия договора — арендная плата или незаконное строительство. Но нарушений с нашей стороны нет. Также киоск могут убрать на основании постановлений правительства Москвы, если земельный участок должен использоваться для государственных или общественных нужд — строительство дороги, например. Но в таком случае просто предоставляют аналогичный участок в другом месте.
Но даже при проработанном правовом поле бизнес к возможным ликвидациям готовится.
— Я считаю, что бизнес должен спокойно воспринять такие требования. Время примитивных конструкций прошло, — говорит президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “ОПОРА РОССИИ” Сергей Борисов. — Скоро мы соберем владельцев этих строений, обсудим, каким образом им сохранить себя как предпринимателей.
Возможно, это будет использование мобильных торговых павильонов. При этом власти должны осознавать, что всех в супермаркет не загонишь, москвичам нужны придорожные киоски с цветами, из-за бутылки воды никто не поедет в большой магазин. Поэтому при расширении дорог надо предусмотреть “карманы” для подъезда к мелкорозничным точкам. Кроме того, надо предоставлять первые этажи зданий самобытному малому бизнесу и проводить специальные ярмарки.