ЗА
Маргарита Фролова, московский учитель МХК:
— Они удобны, мобильны, вмещают целые библиотеки. Иногда использую букридеры в учебном процессе, и не только для себя, но и для детей. Школьники, как правило, продвинутые пользователи новых технологий. Им иногда проще дать книгу или информацию в цифровом виде, нежели отправить в библиотеку сделать ксерокс.
Константин Масленников, предприниматель:
— Это отличный заменитель бумажных книг. Он легкий, удобно носить с собой. Кроме того, электронные носители более экологичны. Можно представить, насколько снизится вырубка лесов, если все российские школы будут пользоваться такими гаджетами! Зачем печатать, если можно одни раз изготовить и скачивать книги из Интернета.
Дарья Могрунова, пресс-секретарь фонда — разработчика проекта по введению ридеров в школах:
— Вся школьная программа с 1-го по 11-й классы помещается всего на 2—3 Гб, а общий объем нашего устройства — от 8 до 32 Гб. Это очень удобно. Ученик в любое время может посмотреть, вспомнить забытый материал. Кроме того, в модели, которую мы предлагали, используется технология электронных чернил. С помощью нее текст отображается на экране так же, как и чернила на бумаге. То есть подсветки не требуется, буквы видны только при внешнем освещении — точно так же, как на странице обычной книги. Поэтому глаза не устают и зрение не портится.
К достоинствам букридеров относится и их крайне невысокая энергоемкость. Устройство тратит зарядку только на обновление страниц, а не на освещение экрана. Батареи в среднем хватает на несколько тысяч “перелистываний”, то есть на 3—4 недели работы. Ну и, естественно, один из самых весомых плюсов — это то, что вместо кучи учебников школьник может носить всего один ридер. И рюкзак станет намного легче.
ПРОТИВ
Наталья Петрова, учитель истории:
— Стоят они недешево. И кроме того, какими бы удобными они ни казались, все же обычную книжку ими не заменить. Учебник показательнее, да и красочнее.
Александр Чайчук, программист:
— Очень хрупкая вещь, а ремонт недешевый.
Анна Семенова — мать пятиклассника:
— Букридер может стать и отвлекающим от учебы фактором. Что помешает школьнику закачать в устройство какую-нибудь игрушку и играть в нее на уроке? Его можно использовать и в качестве шпаргалки. Списать с него куда проще, чем с обычного учебника.
Андрей Мосов, замначальника отдела надзора по гигиене детей и подростков управления Роспотребнадзора по Москве:
— Влияние на детский организм так называемой электронной бумаги, использующейся для изготовления экранов ридеров, еще не до конца изучено. Так, например, в санитарных правилах для учебной литературы четко регламентирован не только размер шрифтов и иллюстраций, но и расстояние между строками текста, длина строк и т.д. Все эти параметры влияют на здоровье школьника. Кроме того, все знают, что печатать учебники можно только на белой бумаге. Так снижается риск переутомляемости детей. А у читалок очень низкая контрастность. То есть глаза школьника будут уставать.
ВЕРДИКТ
Ридеры обладают и плюсами, и минусами. Причем все громкие достоинства могут быть перекрыты одним недостатком — отрицательным влиянием на здоровье детей. В то же время тяжелый портфель тоже не влияет положительно на физическое состояние подростка. И тем не менее процесс влияния ридеров на детей нужно еще изучать.