Буквально у подножия храма течет речушка, над ней склоняют еще густые кроны деревья, несколько прихожан удят рыбку — большую и маленькую. Невольно вспоминается библейский сюжет — когда Иисус Христос предложил Андрею ловить не рыбу, а человеческие души.
Сам храм Благовещения Пресвятой Богородицы из белого камня величественно возвышается над всей округой. И не обязательно быть большим знатоком истории, чтоб к нему сразу проникнуться уважением: церковь построена еще в XVII веке при царе Алексее Михайловиче, кстати, на днях, 21 сентября, исполнилось ровно 333 года, как она была освящена святейшим патриархом и приняла первых прихожан…
Словом, здесь, в селе Тайнинское (а по сути дела, почти в Москве, ведь с церковного парапета хорошо видна МКАД), очень красиво и трогательно, все утопает в зелени и хочется думать о вечном.
Но благочестивые мысли то и дело сбиваются на мирскую суету, что этот уникальный природный ландшафт недолговечен, как и все земное. С того же самого церковного парапета видны огромные градирни Северной ТЭЦ, а всего в метрах 50 от речушки длинной-предлинной змейкой тянется вполне рукотворный забор из металлопрофиля. Такие щиты обычно ставят для того, чтобы “отбить” территорию и начать строительство котлована или еще чего-нибудь подобного.
Вот и мытищинские жители в панике: звонят и пишут в “МК” о том, что уникальную территорию в долгосрочную аренду взял некий инвестор и уже скоро вся эта красота уйдет под асфальт. А вместо сочных пастбищ вокруг древнего храма вырастет крупный торговый центр с современными развязками, паркингами и подъездными путями.
Прощай, природа и история земли русской!..
* * *
По правде говоря, в такой сценарий развития событий верится особенно просто. Сколько супер- и гипермаркетов в Москве и Подмосковье именно в исторических местах появилось за последние годы? Имя им — легион.
Поэтому первый вопрос, который я задаю старосте храма Благовещения Константину Алексеевичу Чугунову, не прикрыт дипломатическими оборотами:
— Действительно ли ваша земля отдана под застройку торговому центру?
Он отвечает издалека, по-церковному обстоятельно:
— В советское время в этом храме были и фабрика, и общежитие, и складские помещения. Когда в 80-х годах прошлого столетия власть решила строить Северную ТЭЦ, жители Мытищ начали возмущаться, говорить об экологии. Чтобы погасить накал страстей, власти пошли на компромисс: вернули храм православной общине.
Далее Константин Алексеевич вспоминает, как скрупулезно и обстоятельно, по кусочкам прихожане стали восстанавливать историю церкви и все, что с нею связано. Место это, как мы уже сказали, уникальное. В селе Тайнинском останавливался Иван Грозный, когда возвращался в Москву после взятия Казани. Соколиную охоту здесь любил устраивать царь Алексей Михайлович. По его же приказу был построен храм Благовещения, он служил местом остановки царского поезда для богомолья.
В общем, эти места знают и Иоанна Васильевича, и Алексея Михайловича, и Елизавету Петровну…
И сегодня, несмотря на дождливый осенний день, жизнь тут кипит. У памятника Николаю II прохаживаются казаки, монархисты и националисты. Монумент монарху был воздвигнут в Тайнинском в 1996-м. Через год его взорвали монархисты. Опять восстановили — и снова сюда хлынули паломники со всей России: россияне должны покаяться за убиение царской семьи, митингуют они. В общем, Тайнинское с его окрестностями — своеобразный перекресток истории, Гайд-парк, которого в нашей стране нет, и негде выпустить пар, политические эмоции.
Если слухи имеют, так сказать, место, то через два года, когда монархисты и иже с ними будут отмечать 400-летие дома Романовых и в Тайнинском ожидают большого наплыва гостей, дискутировать они будут не у памятника самодержца и не у стен древнего храма, а на парковке у торгового центра.
Но вернемся к храму.
* * *
В старинных книгах еще 20 лет назад краеведы нашли дореволюционные границы культового сооружения, в начале 90-х годов в минкультуры Московской области они направили письмо с просьбой вернуть храму его прежние границы: в общей сложности 59 га водо- и природоохранных зон.
Но… С тех пор минуло уже 18 лет, храм отметил 333-летие, а статуса, рамок по территории он так и не имеет! В советские времена церкви Благовещения присвоили статус памятника союзного значения — со всеми вытекающими отсюда последствиями: заповедная зона, запрет на строительство в любом проявлении и пр.
В период ельцинского правления эта территория автоматически попала в список памятников федерального значения — с теми же самыми вытекающими последствиями. Но статус храма постсоветской Россией и по сей день официально не утвержден — на уровне правительства или министерства. Отсюда и неопределенность.
Как мудро замечает староста, если у вас нет фамилии, паспорт вам никто не выдаст. Если храм не имеет официально подтвержденного статуса, территорию ему никто не обозначит. Единственное, что удалось получить энтузиастам, — документ на право собственности 3,6 га конкретно под храм с его хозяйскими постройками.
— Из минкультуры области нам пишут, что поскольку памятник этот имеет федеральное значение, то просьбу прихожан они направили в Минкультуры РФ, — поясняет Константин Алексеевич. — А оттуда вообще ничего не сообщают. За годы реформ в этом ведомстве сменилось 5 или 6 министров. Может, наш вопрос решен положительно, может, не решен вовсе. А может, наше письмо давно списали в архив. Мы, — заканчивает староста, — в полном неведении…
* * *
Вместе с ним выходим на подворье. Благодать! На рубеже ХVIII—ХIХ вв. Николай Карамзин, заглянувший в Тайнинское, писал: “Жаль, что такое приятное местечко, окруженное водой и густо осененное старыми деревьями, теперь остается дикой пустынью…”
Тут со словами классика можно не согласиться, сегодня общую пастораль портит простирающийся перед нами забор. Вдоль него параллельно ограждению тянется трубопровод, который рабочие готовят опускать в траншею. Понятно, что эта земля на окраине Мытищ в пустыню не превратится, по нынешним временам это слишком лакомый кусочек. Есть информация, что 30 га земли из 59, которые необходимо закрепить за памятником истории и архитектуры, отдано-таки под строительство некоего торгового центра.
Высказываю предположение, что за забором скорее всего и начнется строительство крупного магазина.
Староста отвечает, что на официальном уровне никаких сведений на сей счет нет, полный вакуум, тишина, которая отчасти усыпляет бдительность. Любой сосед храма, который захочет тут объявиться, а тем паче построиться, обязан подписать с церковью межевой договор. Т. е. согласовать границы (которых, как уже сказано, исторический комплекс и сам не имеет. — Ред.) — раз. И заверить прихожан, что его объект не нанесет никакого урона историческому памятнику, — два.
Ну так вот, таких переговоров в последние годы церковные служители ни с кем не вели. И они надеются, что власти не дадут их в обиду, в свое время администрация Мытищинского района сделала для храма очень много.
— А забор этот мы сами попросили поставить, — поясняет Константин Алексеевич. — Рядом с нами находится мытищинская ярмарка, и весь хлам, мусор торгаши везли сюда, сбрасывали буквально под стены. Теперь тут чисто и опрятно.
* * *
Конечно, будет здорово, если в храм Благовещения Пресвятой Богородицы Минкульт России пришлет наконец охранную грамоту. Где закрепит и статус этого уникального сооружения, и границы — все 59 гектаров, которые имела церковь до революции.
Но я разделяю тревогу прихожан о том, что природный ландшафт пойдет под нож бульдозера, а рядом с храмом появится какое-нибудь казино или развлекательный центр. Все это так по-новорусски! Тайно отхватить куш земли, воздвигнуть рукотворный объект, каких в столичном регионе уже сотни, а то и тысячи, — и на этом успокоиться, считая дивиденды от покупателей или клиентов.
Об этом говорят не только местные жители, но и в коридорах власти. По информации из достоверных источников, участок передан ЗАО “Стройотряд №6” и поделен на две части с кадастровыми номерами — соответственно 50:12:010 0000:0005 и 50:12:010 2309:0004. По договору аренды от 17 января 2006 г., заключенному между министерством имущественных отношений Московской области и ЗАО “Стройотряд №6”, на основании инвестиционного контракта №1142-Д от 29.12.06 г., земля выделена в аренду на 49 лет. Еще в конце 2008 г. вышло соответствующее постановление о разработке проекта планировки этой исторической территории. В эти дни застройщик взял вынужденную паузу — активно собирает документы по получению техусловий на присоединение к инженерным системам Мытищ и Москвы.
Пока прихожане церкви терпеливо ждут “охранную грамоту” от властей, не в меру ретивые чиновники подсуетились — и по-тихому поделили церковные владения.
Как говорится, тайное становится явным. Видимо, у инвесторов и чиновников ничего святого в душе уже не осталось.
Что детям и внукам после себя оставим? Химкинский лес, о который сломано столько копий, в крайнем случае можно посадить рядом с автотрассой, через полвека он опять поднимется. А XVII век, место, где ступала нога русских царей, дух того времени мы не восстановим.
Потом будем говорить, что у нас мало патриотов, что молодежь не та пошла. А на каких примерах ее воспитывать? На мегакомплексах? Одно поколение на них уже выросло…
P.S. В Англии вокруг замка Вальтера Скотта на многие километры — ни единой современной постройки, все дышит средневековым спокойствием и с балюстрады жилища великого писателя открывается ровно такой же вид, каким его наблюдал несколько веков назад его обитатель. Никому и в голову не придет нарушить ландшафт, например, логистическими складами или торговыми монстрами. А у нас вокруг Мелихова — сплошные гигантские склады, из окон всемирно известного Муранова — вид на коттеджи новых русских, на территории Ясной Поляны — фундаменты домов для нуворишей… Нужны, срочно необходимы охранные грамоты территориям нашего великого наследия. С этого должны начинаться любые инновации в стране.