Почти 2 тысячи рейдов провели энергетики за это время. Им активно помогали милиция и органы власти. Участковые и сотрудники патрульно-постовой службы, как правило, сопровождали участников рейдов, а местные администрации оказывали поддержку, когда, например, контролеров не пускали в жилые дома и производственные помещения. Более того, акцию, которая так и называлась “Честный киловатт”, одобрил лично губернатор Московской области Борис Громов.
Анализ результатов выявил интересную тенденцию. Оказывается, в Подмосковье большинство хищений совершается бытовыми потребителями и частными предпринимателями, т.е. владельцами торговых палаток, магазинчиков и прочих забегаловок. Причем 40% случаев “энерговоровства” приходится на рядовое население. В Москве другая ситуация. Здесь бесплатно присоединиться к сетям преимущественно любят представители малого и среднего бизнеса.
Проблема хищения электроэнергии существует во всех странах. В развитых государствах, где потребление электроэнергии без приборов учета не допускается в принципе, потери, само собой, невелики. Например, в Германии и Японии — 5%, в США — 7%, в Австрии и Канаде — 9%. В то же время в Индии потери электроэнергии достигают 27%, в Бразилии — 19%. За всю Россию говорить не беремся, а вот Московский регион расположился в этом списке аккурат посерединке — ежегодно здесь на пути от производителя до потребителя теряется 11% энергетического продукта. Если еще более сузить географию “энерговоровства”, то наиболее тревожная ситуация складывается в Ногинском, Раменском, Мытищинском районах.
— Вопреки стереотипному мнению убытки от “энерговоров” несет не только наше предприятие, — объясняет руководитель дирекции по транспорту электроэнергии Московской объединенной электросетевой компании Михаил Кручинин. — Из-за самовольных подключений возникают аварии, ломается оборудование, вынужденное по вине расхитителей работать в режиме повышенной нагрузки. Ремонтные затраты в дальнейшем влияют на тарифы. Можно с уверенностью сказать, что хищение электроэнергии невыгодно всем добросовестным потребителям.