Акцию организовали небольшой частный фонд “Здесь и сейчас”, волонтеры из группы “Апельсин”, которая курирует детские дома, и обычные мотоциклисты, многие из которых до поездки друг друга даже не знали. Две недели назад в ЖЖ-комьюнити Мото.ру Миша, которого друзья то с сарказмом, то искренне зовут Добрый, разместил объявление: “Поехали на мотоциклах в Быковский детский дом”. В комментариях идею сразу окрестили “мировой”, собрались, построились в колонну — и приехали.
“Вон они! Вон они!” — дети мгновенно забывают про мой фотоаппарат (и он таким образом спасен и возвращен хозяйке) и бросаются открывать огромные ворота. За ними рычат и светят фарами волонтеры. Ну да, они, по сути, волонтеры — только без длинных названий из скучных слов “общественное объединение”, “некоммерческая ассоциация”. Тут все по факту: пакеты с тортами, 19 мотоциклов и около 25 человек, решивших погонять вокруг детдома не менее пафосно и зрелищно, чем на каком-нибудь фесте. И площадка, нужно сказать, оказалась довольно удобной и с историей: Быковский детский дом обыватель легко примет за старинную русскую усадьбу. Здание в классическом стиле с колоннадой строили еще во времена Великой Отечественной для детей, лишившихся в войну родителей. Строили, между прочим, пленные немцы, а добрые сироты им посильно помогали — корчевали пни. Теперь перед домом — площадка, залитая асфальтом, где гости довольно удобно разместили “коней”, а в доме — около 30 жадных до всего нового зрителей. Дети уточняют: раньше было человек двести!
— Ну что, кто хочет посидеть на мотоцикле?
— Яяяяяяяяяяя!!!!!!!
Тут же самые маленькие карабкаются на самые большие, вызывая у людей в черных защитных костюмах и кожаных штанах такие глуповатые и искренние улыбки. На сиденье для второго номера директор фонда Татьяна Тульчинская сажает даже свою малышку — дочку Агнию, которая еще и ходить толком не умеет. Агния, одетая в теплый розовый костюм с ушами, на “сходке” получила ник Розовый Медведь и совсем неплохо смотрелась на черном и блестящем.
Для остальных малышей роли подсаживающих мам исполняли сами мотоциклисты: “Оп-оп, эту ножку сюда, ручку сюда”. Чудесное зрелище прерывается нарастающим ревом мотора: это маленькая Кристина дотянулась до ручки газа, смекнула, куда крутить, и теперь с восторженно-победоносным видом “рычит”, вызывая восхищенные взгляды других ездоков. Не отрываясь от вида кудрявой девочки на железной ревущей машине, детвора завороженно потянулась к своим ручкам: рррррррррааааау-ррррраааау. “А что вы хотите, рев — это сильнейшее впечатление, которое останется у детей, так что пусть рычат! — комментирует Алекс на круизере и одобрительно улыбается: Ну и быстро же они во всем разобрались...”.
— А кто хочет покататься на мотоцикле?
— Яяяяяяяяяяяяяя!!!
Оп-оп — и детвора тянется за шлемами. Мотоциклисты проводят мини-инструктаж (что-то вроде “ничего не бойся, держись и получай удовольствие”), заботливо защелкивают ремешки шлемов под маленькими подбородками — “ну, прыгай!” — и с ревом исчезают за зданием. С ревом из-за него и выезжают, проносятся мимо детворы, уже экипированной шлемами и похожей на маленьких пришельцев, еще круг — и смена ребенка. Катаются все: Артем, которому скоро стукнет 13, и его обязательно заберет сестра, и тогда дома он установит домашний телефон, Даша, к которой сегодня приехал папа, а мама отбывает срок за аферы с пенсионерами (у мамы тут еще четверо малышей от разных отцов), Сережа, который так бегал с моим фотоаппаратом, что на поворотах я просто закрывала глаза, но не отнимала — потому что неразумно доверяю чувству, что все должно быть хорошо. И еще катали девчонок, которые, как все нормальные девчонки, сначала мялись, а потом, подталкивая друг друга в спину, согласились. Катали еще много ребят, которые уже через несколько лет выйдут из детского дома и начнут свой путь, руководствуясь впечатлениями детства, мечтами и кумирами.
Классно, что группа уже путешествующих по жизни, причем довольно успешно и красиво — на мотоциклах, — нашла в суматохе рассветов и закатов денек и оставила парням и девчонкам в памяти красивые картинки, примеры, которых, может быть, не хватало. Каталась даже Геля в коротком платье, чудесный волонтер “Апельсинов”, — на радость окружающим, между прочим. “Ой, мне так понравилось, так понравилось, я уже столько каталась, но я бы еще, конечно, разок-другой, только неудобно уже прям!” — смеялась Геля. А неутомимая детвора о неудобствах не задумывалась — и “покатушки” продолжались не один час. Ну а что, у них в расписании — уроки, домоводство, футбол, компьютерный кружок, а мотоциклы ни педагогическими программами, ни муниципальным бюджетом не предусмотрены. А поэтому... “А теперь я! Я еще не катался!” — “А я смотрю на мальца и понимаю, что катал его уже раз пять”, — пересказывают байкеры. “Эх, не уставал так с момента, когда впервые сел на мотоцикл”, — вытирал пот со лба Алекс и вез следующую партию. Никому не отказывали.
Часть мотоциклистов кроме всего прочего отправилась на футбольное поле гонять с ребятами постарше мяч. Ребята постарше выиграли со счетом 5:4 и получили автомобильные брелоки.
“Мы тут учим детей хорошему, — объясняет акцию Алекс. — Да, не улыбайтесь, мотоцикл — это очень хорошо. Во-первых, он дает чувство ответственности, на мотоцикле нельзя одновременно рулить и разговаривать по мобильному или смотреть на соседа. Мотоцикл требует постоянной концентрации и самоотдачи, а это дисциплинирует. Во-вторых, мотоцикл вещь дорогая, а это означает, что человеку, для того чтобы его получить, нужно на него заработать. Ну и с чисто эстетической точки зрения это очень красиво: чувство свободы, ветер в лицо. Они ведь не по сериалам должны смотреть, к чему стремиться, а глядя на положительные примеры, например на нас: пойти работать, купить мотоцикл, кататься по миру”.
“Да, все думают, что мотоциклисты — наглые проныры: вечно мешают “нормальным автомобилистам”, — добавляет Саша, пиар-менеджер. — Но мы вынуждены себя так вести, чтобы сохранить жизнь. Я знаю много ребят на мотоциклах, которые кому-то помогают, ездят в детские дома в том числе. Много ведь людей, которые хотели бы помочь, да не знают как, здесь весь вопрос — в организации: у нас мастерски собрал моторушников Миша. Кстати, это мой второй выезд в город. Любовь к детям пересилила страх”.
“А теперь зовите гостей пить чай!” — кричит с порога педагог. Но многие между тортами и мотоциклами все-таки выбирают последние и все еще катаются. Когда и последние приходят в столовую, оказывается, народу так много, что не хватает столов, стульев и чашек. Проблема устраняется довольно быстро: мотоциклисты вытаскивают принадлежности из углов и выставляют столами длинную букву Г, садятся к детям, чтобы поближе познакомиться. Через пару чашек детвора вовсю учит гонщиков “ручным играм”, а те в ответ, демонстрируя, что и по этой части кое-что умеют, жонглируют апельсинами. И все дружно, вспоминая пионерские лагеря, лопают торты алюминиевыми ложками.
Уезжали негрустно. Перезнакомились и на вопрос “приедете ли еще” ответили: да почему нет! Крепили защиту, натягивали перчатки, в том числе и на корреспондента “МК” (“это “черепаха”, не бойся, она всем идет, как чулки”), приговаривали: байкеры собираются медленно, зато едут быстро. А потом сели по машинам и бикнули на прощание. Мы уезжали, и у меня рождалась в голове комичная, но добрая ассоциация, что рев моторов, как пропеллер у Карлсона, который обещал Малышу вернуться.
СПРАВКА "МК"
На сегодняшний день в детских домах Московской области находится 1901 ребенок. Три детских дома являются негосударственными учреждениями, 36 находятся на балансе муниципалитетов, 6 финансируются областью.