29-летний Игорь Паламарчук и 27-летняя Елена Романова познакомились вполне предсказуемым для жителей мегаполиса способом — оба изнемогали в столичной пробке. Знакомство переросло в бурный роман, а через некоторое время влюбленные решили пожениться. Игорь сразу решил, что банальная свадьба под марш Мендельсона в загсе не для них. И сделал невесте поистине необычное предложение. По негласной традиции, принятой в среде путешественников, поженить людей в экстремальной ситуации может главный человек в их “команде” — будь то начальник экспедиции, капитан корабля или командир воздушного судна. Уповая на это, Игорь решил превратить церемонию бракосочетания в незабываемое событие и организовал путешествие… на самый край земли. Захватив кольца, бутылку шампанского и 12 самых близких людей, жених и невеста отправились на Северный полюс с намерением связать себя там узами Гименея. К слову, свадьба на крайней точке земного шара должна была стать третьей в мире — до жителей Белокаменной здесь вступили брак всего две пары, американцы и австралийцы.
Весной будущие супруги добрались до российской дрейфующей базы “Барнео”. Этот ледовый лагерь для туристов открыт всего раз в год — в течение апреля он дрейфует в районе Северного полюса. 15 апреля жених с невестой на вертолете вылетели с базы и достигли нулевой точки меридиана. Именно тут, напротив установленного российского флага, символизирующего принадлежность этой территории Российской Федерации, москвичи обменялись кольцами и произнесли взаимные клятвы. Ведущим церемонии стал экспедиционный лидер базы “Барнео” Вадим Прудников. Полярник выдал им свидетельство, из которого следует, что отныне они являются мужем и женой. Так состоялась первая русская свадьбе на Северном полюсе.
Медовый месяц, а точнее месяцы, совпали с затянувшейся дорогой домой: сначала в океане разошлись льдины, затем чудил вулкан в Исландии. Вернувшись наконец на родину, молодожены отправились в ближайший загс в надежде поставить печати в паспортах и получить официальное свидетельство о заключении брака, которое действовало бы на территории России. Но натолкнулись на неожиданное препятствие. Свадебных дел мастера разъяснили молодым людям, что по закону они не могут засчитать “полюсное” свидетельство за документ. И предложили ребятам расписаться уже в стенах храма Гименея. Новоиспеченные супруги расстроились и решили добиться того, чтобы их полярный брак признали действительным на законных основаниях.
— Такого рода бракосочетаний в международной практике на данный момент практически не существует, — объясняет Игорь, — мы бы очень хотели, чтобы этот прецедент стал законным и чтобы в будущем все желающие смогли приобрести подобный незабываемый опыт. Более того, наши близкие друзья уже собираются повторить наш подвиг и пожениться на полюсе в следующем апреле!
Но это вопрос даже не к загсам, а к правительству. Свадебных дел мастера не отрицают: идея зарегистрировать отношения в каком-нибудь отдаленном уголке и впрямь звучит заманчиво, но на практике пока неосуществима. Ведь по закону брак на территории России признан официальным после регистрации в органах ЗАГС, а основным документом является актовая запись, которой в случае с Игорем и Еленой не существует. Причем исключений нет ни для кого: например, несколько лет назад общественность облетела новость, что Наташа Королева, будучи замужем за Тарзаном, сыграла с ним повторную свадьбу на Кипре. Так вот, если бы звездная пара пришла с местным свидетельством в столичное учреждение с просьбой переоформить на новое, им бы пришлось сначала разводиться, а потом заново подавать заявление.
Впрочем, сотрудники загса готовы пойти вернувшимся с Северного полюса москвичам навстречу настолько, насколько это возможно по закону.
— Им все-таки придется подать заявление, — объясняет заместитель начальника Управления ЗАГС Москвы Татьяна Ушакова, — причем не одно, а два. В первом они должны написать о своем желании вступить в брак, а во втором указать уважительную причину, согласно которой мы сможем зарегистрировать их семью в кратчайшие сроки, а не через месяц, как того требует закон.
По словам специалистов, такая причина у новобрачных есть — тот факт, что они уже сыграли импровизированную свадьбу на Северном полюсе, и есть повод получить официальный документ в авральном порядке. Кроме того, семья Игоря и Елены сейчас ждет пополнения. В том же случае, если супругам не столько важен официальный статус, сколько возможность иметь штамп в паспорте и одну фамилию, то тут вообще нет проблем. Многие официально зарегистрированные пары, сменив паспорт из-за его утери или в силу возраста, не проставляют в новых удостоверениях личности печати, но от этого не перестают считаться супругами. А поменять фамилию в России можно вообще на любых основаниях — достаточно прийти в загс и написать заявление о том, что хочешь зваться по-другому.
Несмотря ни на что, в Первопрестольной действительно есть примеры, когда молодые расписываются не в загсах. Но все они оговорены властями: традиционно несколько раз в год сотрудники устраивают выездные регистрации в различных усадьбах и музеях на территории Москвы. Это Кусково, Царицыно, Кузьминки, Коломенское, Музей Пушкина на Арбате, Поклонная гора и др. Кроме того, власти планируют создать условия, чтобы москвичи могли жениться в музее у подножия монумента “Рабочий и колхозница”, а также на самой вершине Живописного моста. Так что вполне возможно, что, вдохновившись примером Игоря и Елены, в будущем чиновники организуют и свадебные экспедиции на Северный полюс. Но и тут молодоженам нужно будет предварительно посетить храм Гименея, чтобы составить заявление о браке.
Впрочем, какие бы ни существовали законы, москвичи уже давно придумали способ, как их не нарушить и в то же время устроить церемонию бракосочетания там, где им хочется. Для этого жених с невестой… арендуют специалиста из загса. Правда, не настоящего, а сотрудника специализированного агентства, который при гостях произнесет торжественную речь, предложит молодым обменяться кольцами, поцеловаться и даже расписаться в свидетельстве! Сами же граждане рано утром перед событием быстро бегут в загс и расписываются без шума и пыли, чтобы затем при полном параде на зеленой лужайке разыграть спектакль. Причем зачастую гости даже не догадываются, что сия церемония вовсе не носит официальный характер.
А КАК У НИХ?
Несколько лет назад новозеландская пара — адвокат Бриджит Байерс и строитель Дональд Уайат — решила сочетаться браком на одном из айсбергов, плавающих у восточного побережья острова Южный. Но их планам помешали два обстоятельства: вертолетчик, который должен был доставить брачащихся и священника на айсберг, счел затею чересчур рискованной. Вторая проблема была юридического свойства: по закону брак считается законным, если свадьбу играют не дальше 12 морских миль от новозеландского берега, а до ближайшего айсберга расстояние было в два раза больше.