Современная Москва заметно отличается от темного и мрачного города, каким она была в начале 90-х годов. Однако на ее территории по-прежнему существуют “черные дыры” — причем чем дальше от центра мегаполиса, тем их больше. По данным Департамента топливно-энергетического хозяйства, в дополнительном освещении нуждаются 238 объектов образования, 62 больницы и поликлиники, 27 учреждений культуры, 15 спортивных центров и 45 лесопарковых зон. “Кроме того, в программу на 2011—2015 гг. включены свыше 2 тысяч московских дворов, спортивных и детских площадок, а также улиц местного значения”, — рассказал глава департамента Евгений Скляров. По его словам, замена устаревших и установка новых осветительных приборов позволит улучшить психологическое состояние жителей и снизить количество криминогенных случаев на 25—30%. Особую озабоченность властей вызывает состояние опорных конструкций, установленных на улицах с интенсивным пассажиропотоком и вдоль городских магистралей. По оценке ОАТИ, замены требуют 87 тыс. световых опор, 22 тыс. из которых находятся в аварийном состоянии и представляют угрозу для жизни людей и безопасности движения автотранспорта. “Такие конструкции установлены даже на правительственных трассах, Кутузовском проспекте, МКАД и т.д.”, — заявил г-н Скляров. На решение проблемы Департамент топливно-энергетического хозяйства просит 2,7 млрд. руб., из них 1,8 млрд. — в 2011 году. Однако в бюджете пока предусмотрена лишь пятая часть требуемой суммы — 333 млн. руб.
Еще более скромно выглядят ближайшие планы городских властей по реконструкции установок архитектурно-художественной подсветки. Проекты освещения большинства знаковых объектов столицы, включая памятники ЮНЕСКО, разрабатывались в 1994—1999 гг. и с тех пор заметно устарели. Сейчас появились не только более эргономичные, но и менее заметные на фасадах приборы, которые могут использоваться сразу в двух режимах — будничном и праздничном. Однако в 2011 году в бюджете найдутся деньги на замену освещения лишь на 5 объектах. Работы в музее-заповеднике “Коломенское” стоимостью 279 млн. руб. начнутся не раньше 2012 г., а в Кремле (220 млн. руб.) и Новодевичьем монастыре (279 млн. руб.) — не раньше 2013 г. Всего за пять лет планируется реконструировать 66 объектов архитектурно-художественной подсветки, затратив на эти цели 1,9 млрд. руб. В перечень попали 4 вокзала, гостиница “Пекин”, Центральный Дом художника, три сталинские высотки, включая МГУ, Крымская эстакада, здание мэрии на Новом Арбате и другие объекты.
Вторым вопросом в повестке заседания столичного правительства значился переход на экологически чистые виды городского транспорта — экомобили и экобусы. Юрий Лужков потребовал от подчиненных приступить к выпуску новой электроприводной техники в 2011 году, назначив экспериментальными производственными площадками Тушинский завод и ЗИЛ. В первую очередь на улицы Москвы должны выйти экологически чистые маршрутные такси и аналоги “каблучков”, перевозящие мелкогабаритные грузы. “Эти машины ездят на локальные дистанции и вполне могут использовать аккумуляторные батареи, которые будут подзаряжаться ночью”, — заявил мэр. Гендиректор корпорации “Компомаш” Анатолий Долголаптев заверил чиновников, что разработанные московскими инженерами экспериментальные модели ничуть не уступают зарубежной продукции. В качестве примера он продемонстрировал фотографию российского премьера Владимира Путина, сидящего за рулем американского электромобиля GEM6, и изображение его отечественного аналога для ВИПов. “Наша разработка по основным показателям на 20—40% превосходит иностранную технику”, — сообщил Долголаптев.
Однако на бочку меда по традиции нашлась и ложка дегтя. Глава Департамента природопользования Леонид Бочин пожаловался, что уже три года не может зарегистрировать экомобили, закупленные городом для природных заказников. Государство не считает их видом транспорта, предлагая легализовать в качестве аттракционов. Представитель Минпромторга заверил горадминистрацию, что проблема решится уже 23 сентября, когда вступит в силу новый техрегламент.