Образовательный дебет

“За год обучения в Англии мы узнали больше, чем в России за  3—4 года”

Мода на финансово-экономическое образование в России не спадает. В отечественных вузах этого профиля, как и прежде, нет отбоя от абитуриентов. Между тем многое там пора менять, утверждают ребята, изучавшие все эти премудрости в Англии.
“За год обучения в Англии мы узнали больше, чем в России за  3—4 года”

Учись, студент!


Юрий, Дмитрий и Кирилл поступили в магистратуру британского вуза по специальности “банки и финансы”. До этого в России они закончили 3—4-летний бакалавриат, причем не в худших учебных заведениях. И все-таки утверждают: “За год обучения в Англии мы узнали больше, чем в своих российских вузах за 3—4 года”, — и программы, мол, здесь лучше, и преподаватели, и практика, а главное — отношение к студентам.


Бесспорным преимуществом английских программ, по словам Юрия, является то, что туда входят только нужные предметы: “В России же нам давали кучу ненужных дисциплин: культурологию, эконометрику, философию, информатику, русский, а самого важного для специальности предмета — фондовые рынки — у нас не было”.


Впрочем, от “нужных” предметов в России тоже мало толку, считает Дмитрий: “Там мы изучали только процессы, происходящие в нашей стране, да и то двадцатилетней давности. А здесь — темы из мировой практики, да еще самые насущные”. Главное же, что обучение носит не отвлеченно-теоретический, а практический характер — бизнес-игры на основе реальных материалов, рассказал Кирилл: “Например, по финансам нам дали настоящий отчет, по которому мы должны были рассчитать финансовые показатели. Или другое задание: открыть собственный бизнес, выбрав самый прибыльный и рентабельный проект”.


Тот же подход и к дипломам. Темы в российской магистратуре, по словам ребят, нудные, скучные и бесполезные для будущей работы. А здесь их пишут по отчетам реальных банков или финансовых институтов, притом с полной свободой выбора. Оценивают работы тоже не как в России: правильно-неправильно, а интересуются логикой и выводами.


Английский професСЭР


Британская профессура никогда не заигрывает со студентами, а, напротив, неукоснительно и жестко блюдет порядок. Взять хотя бы экзамены. За мобилы и шпаргалки — автоматическая пересдача на будущий год, причем заплатить за нее придется лишних 700 фунтов. Если во время экзамена надо в туалет — конечно, выпустят. Но с тобой пойдет сопровождающий. Встанет у двери кабинки и будет постоянно с тобой разговаривать. И по дороге обратно — тоже. Так что даже если ухитришься глянуть в шпору, пока дойдешь до места, все забудешь.


Купить британского профессора — немыслимо. Да и технически это невозможно: все зачетные работы, рассказала первокурсница Катя, приехавшая в Бирмингемский университет из Петербурга, “сдаются закодированными и с заклеенной фамилией студента. При этом проверяют их по два преподавателя — обычно не те, что вели занятия, — а если их оценки расходятся, дают на проверку третьему”. Так что на халявные оценки глупо и рассчитывать. Но российские студенты все равно в восторге: “Здесь все объективно и совершенно не важно, кто твой отец — хоть шейх Саудовской Аравии”, — сформулировала главное другая Катя, с факультета международного бизнес-менеджмента.


Значительную часть занятий, включая мастер-классы, в Англии ведут реальные директора компаний. И чтобы не потеряться на их фоне, вузовским профессорам приходится постоянно совершенствовать свои курсы. И они так поднаторели, что их лекции не прогуливают даже русские.


Практическая жилка


Главное же, в чем проигрывает Россия, — это студенческая практика. В Англии сложилась так называемая система сэндвич-пакетов: 3 года бакалавриата плюс годичная практика в одной из компаний или годичная учеба за пределами страны. Во время практики ребята обычно получают зарплату (в среднем около 15 тыс. фунтов за год) и продолжают числиться студентами. По итогам пишут дипломную работу и обзаводятся бесценным опытом — тем самым, которого они лишены в России. Там, обрисовал разницу Кантемир из Нальчика, осваивающий программу магистратуры, как встарь “дают теорию, а потом проверяют, как ты ее усвоил. Здесь больше практики и учат принимать самостоятельные решения”.


Так, Александр проходил стажировку в одной из крупнейших британских компаний. Пробиться туда, по словам Александра, было нелегко: “Я прошел три этапа отбора, включая собеседования и математические тесты. Собеседования были очень жесткими и серьезными: как бы вы повели себя в той или иной ситуации, каково экономическое положение по тем или иным данным. Отказа я не боялся: одно лишь участие в собеседовании давало бесценный опыт для будущей работы. Но мне повезло — взяли в операционный отдел, в группу поддержки трейдеров. Занимался всем — от заполнения документов до разрешения некоторых проблем. И это очень хорошо: практика дает реальную картину того, что происходит в той индустрии, куда ты идешь, что у тебя будет за работа, а заодно и избавляет от иллюзий”.


В Россию с любовью


Надо признать — в последнее время Россия пытается использовать зарубежный опыт. Но чаще копирует форму, не затрагивая сути. И получается как с заменой специалитета на схему бакалавриат+магистратура: “В России разницы между программами бакалавриата и магистратуры практически нет”, — констатировала Полина, обучающаяся в магистратуре в Лондоне по специальности “экономика”.


Беда российского образования в том, считает выпускница Анна Поткина, что “вам дают фундаментальное образование, с которым потом непонятно что делать, а в итоге вас переучивают. Я, например, со своими двумя высшими совершенно не представляла, что такое бухучет и финансовый анализ. Пришлось доучиваться в Лондоне”.


Единственный выход, по мнению Анны, обновлять преподавательский состав. Прежде всего должно быть больше приглашенных преподавателей из-за рубежа. Во-вторых, нужны преподаватели, которые работают в финансовом секторе. Правда, и там современных специалистов немного, признала она: “Россия с точки зрения ведения бизнеса, банковского сектора, сделок очень отстает”.


В принципе эту задачу могли бы решить ребята, которые учились финансовому делу за рубежом. Но таких в России сравнительно немного — стоимость обучения в годичной магистратуре колеблется от 9,1 тыс. фунтов до 20,5 тысячи. Плюс 4,2 тыс. на проживание. И выучившись за свои кровные, нужные нам специалисты не возвращаются. Юрий, Дмитрий и Кирилл, правда, собираются вернуться. Говорят: “Здесь таких, как мы, полно, а в России — мало. И это наш шанс найти хорошую работу”. Но детям своим, когда те появятся, ребята, по их словам, дадут в России лишь среднее образование: “Высшее пусть получают за рубежом, причем с 1-го курса: нечего тратить время и деньги впустую”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру