Своими опасениями с нами поделилась директор по качеству крупнейшего российского производителя лекарственных средств (ЛС) из растительного сырья Ольга Тригубчук. По ее словам, требования нового закона выполнить просто нереально.
— Нам уже более 70 лет, ежегодно мы перерабатываем более 3 тысяч тонн сырья и обеспечиваем больше половины всего российского рынка по травам и сборам. Проблема, которая возникла в связи с вступлением в силу закона об обращении лекарственных средств, связана с пунктом “Маркировка ЛС” статьи 46, где написано, что первичная упаковка лекарства должна быть снабжена информацией, содержащей его наименование, срок годности, дозировку и т.д. С 1997 года мы выпускаем травы в пористых фильтр-пакетах, на которые, получается, надо краской наносить все эти данные. Но это невозможно — ведь фильтр-пакет участвует в настаивании: помещается в чашку, заливается кипятком и потом настой принимается потребителем внутрь. Информация о препарате у нас в полном объеме помещается на потребительскую упаковку. Если учесть, что фильтр-пакетная продукция составляет более 70% от всего объема наших ЛС (52 млн. пачек в год), можно понять нашу обеспокоенность. Дистрибьюторы уже разослали нам письма, что не будут закупать у нас продукцию, выпущенную после 1 сентября, если та не соответствует требованиям 46-й статьи. Предвидя возможные проблемы, мы заготовили запасы и сейчас продаем то, что выпущено до 1 сентября. Мы рассматривали разные варианты выхода из ситуации. Например, снабжать фильтр-пакеты бумажными ярлычками, как у чая, но тогда придется полностью переоборудовать производство, увеличивать его площади в 5—6 раз, что потребует инвестирования в размере 15—20 тысяч евро. И себестоимость многократно возрастет. Да и займет такое переоборудование очень длительное время. А ведь нашу продукцию принимают в основном пожилые люди, пенсионеры. Мы очень надеемся, что нас услышат в Минздравсоцразвития и сделают для нас исключение.
Что же касается истощения запаса трав в связи с аномальным летом-2010, то производители считают такое предположение смешным. Ведь сырье они закупают в районах, весьма далеких от очагов пожаров.
— Не думаю, что в стране возникнут проблемы с дефицитом лекарственных средств и сборов. Они занимают всего 2% от фармрынка, однако немало людей их принимает, — говорит директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ “Фармэксперт” Давид Мелик-Гусейнов. — Предположение о том, что травы у нас погорели, критики не выдерживает. 90% российских производителей фитопрепаратов закупают сырье за рубежом. К примеру, ромашку везут из Китая, ноготки — из Египта. Российское сырье, увы, не проходит по стандартам масляничности, наличию тяжелых металлов, насекомых. Что же касается проблем, связанных с переходом на новую визуализацию упаковки, то Минздравсоцразвития уже дал производителям срок в 90 рабочих дней на улаживание связанных с этим проблем. Этого достаточно, чтобы перейти на новый стандарт упаковки. В министерстве сидят адекватные люди, думаю, они сделают исключение для продукции, которая выпускается в фильтр-пакетах.
Гендиректор ЦМИ “Фармэксперт” Николай Демидов проблемы в сложившейся ситуации тоже не видит и считает, что ситуация связана с неразберихой, которая возникает всегда при вступлении в силу нового закона: “Так было и с биологически активными добавками в прошлом году, и в другие годы, но проблема всегда разрешалась после дополнительных разъясняющих писем регуляторных органов. Так что я не думаю, что завтра мы останемся без лекарственных трав и сборов”.
СПРАВКА "МК"
Лечение заболеваний с помощью лекарственных средств растительного происхождения рассчитано на длительные курсы при многолетней (иногда пожизненной) терапии. По расчетам ВОЗ, около 80% из почти 7 млрд. жителей Земли в рамках системы первичной медико-санитарной помощи пользуются главным образом традиционными медикаментами природного происхождения.