Маленькая школа для большой жизни

В Малаховке в этом году будут учиться целых 12 первоклашек

Малокомплектная школа? Первое, что приходит на ум, — тьмутаракань, казенный дом на грани закрытия, дети, которых учат… 50-я школа, что в Малаховке, тоже малокомплектная. Но я хочу такую для своего ребенка!
В Малаховке в этом году будут учиться целых 12 первоклашек
“Малокомплектные” дети. Автор фото: Наталья Мущинкина

Как оказалось, малокомплектные школы работают не там, где никто не живет, а там, где заботятся о детях. Где хотят, чтобы малыши ходили в начальную школу возле дома, а не мучились бы часами в дороге. Так 50-я школа находится в Малаховке, в микрорайоне Овражки. Казалось бы, и Люберцы рядом, и Красково, и в самой Малаховке школ немало, но малокомплектную, бывшую деревенскую, не стали закрывать. Хотя, что скрывать, попытки были, но оказалось — нужна она людям! Отстояли. Обратились с письмом к министру образования Лидии Антоновой, а в ответ: “Мы не закрываем школы, если они соответствуют современным стандартам образования”.


50-я полностью соответствует: здесь работают по последней программе, соответствующей всем образовательным стандартам, со второго класса ведется преподавание английского, есть все учебники, наглядные пособия, плазменный телевизор, мультимедийная доска, магнитофон и прочие технические средства. Но главное, что всем этим пользуются двадцать с небольшим учеников, вся школа как средний класс в московской. Поэтому внимание каждому, забота учителя — индивидуальные.


Руководит школой уже 40 лет Антонина Михайловна Евдокимова. В этом году она награждена нагрудным знаком “За доблестный труд”. В Овражках знает всех и каждого, бывшие ученики приводят к ней учиться своих детей. Школа на опушке леса строилась изначально как малокомплектная еще в 1962 году. Здесь она стала своеобразным культурным центром. Школьные даты, исторические, светские — праздники для всего поселка проходят здесь, подготовленные силами учеников, их родителей и учителей. На выборы — сюда, на сельский сход — тоже, школьным стадионом пользуются все, от мала до велика. Жители Овражков помогают убирать территорию, починить, если чего надо, организовать детям питание. Конечно, помогает школе и администрация Малаховки, и управление образования Люберецкого района, областное министерство образования. Поэтому в школе новая мебель, добротные двери, чешские котлы в газовой котельной.


— Вот видите забор — сетку-рабицу, так он уже 20 лет стоит, не ломают, не рвут, за эти годы у нас ни одного окна не выбито, — директор гордится любовьюместных к школе.


На стенде при входе — благодарность родителям, которые внесли посильную помощь, фотографии учеников еще в грудном возрасте и рассказы их близких, за что они любят детей. И хоть взрослые здесь частые гости, хозяева — ученики.


— Приход в школу для ребенка — начало новой, пугающей, незнакомой жизни, поэтому так важно встретить его на пороге по-доброму, по-семейному, — считает Антонина Михайловна.


Пришла она в эту школу 43 года назад, так и осталась на всю жизнь. В школе два основных педагога, на урок классы объединяют — 1-й с 3-м, 2-й с 4-м. По словам директора, текучесть кадров здесь низкая, случайных людей в школе не было и нет. Так, 25 лет вместе с директором проработала Ольга Александровна Трофимова, из которых 9 лет ездила к своим ученикам аж с проспекта Вернадского. Ее сменила Татьяна Анатольевна Полякова. Это уникальные педагоги. Представьте себе, за 40 минут урока надо одновременно научить писать крючки в прописях первоклашек и объяснить правописание безударных третьеклассникам.


— Главное — научить детей самостоятельно работать, — говорит Татьяна Полякова. — Старшие ребята сами выполняют задание, пока младшим я объясняю новый материал, и наоборот. При этом тишина в классе такая, что муху слышно.


Ее тихий, с мягкими интонациями, хорошо поставленный голос доносит до сознания учеников сложные правила. Открытый взгляд и добрая улыбка заставляют не просто слушать, а вслушиваться и услышать. Полякова опытный педагог, постоянно повышающий квалификацию. За долгие годы работы у нее уже выработалась своя методика начального обучения. Еще в советские годы учительница получила звание отличника народного просвещения.


Рассматриваем наглядные пособия, красивые, крупные буквы из картона, а сзади написаны загадки, стихи, примеры — ну как тут не запомнить? Таблицы, картинки, схемы — все просто. Поэтому и растят тут отличников, “тройки” у учеников редки, а “двоек” тут не бывает вовсе. Если ребенок чего-то не понял на уроке, заново объяснят на продленке. До 5—6 часов вечера ребята делают уроки в школе и уходить не хотят: “Почему вы меня гоните из школы?!” — регулярно рыдает одна из учениц. Четвероклассники пишут много сочинений — это пригодится в будущем. Все дети из начальной 50-й поступают в 46-ю малаховскую гимназию и ничуть не отстают от своих сверстников, подтверждая и в дальнейшем свои высокие оценки.


Развитие личности ребенка — приоритет: с 1 сентября ученики 50-й начали изучать конвенцию по правам ребенка. Ребят учат дружить, заботиться о младших, как правильно себя вести: нельзя толкаться, драться, грубить — прямо действительно семейное воспитание. Много внимания здесь уделяют творческим предметам. В маленькой школе — аж два пианино. Ольга Кравченко, преподаватель музыки, старается развить слух у каждого ребенка. И, конечно, все ребята участвуют в праздничных концертах, где непременно поют гимн школы.


Уроки по изучению окружающего мира, если позволяет погода, проходят в саду. Как выглядят белка, ежик, дятел, дети знают не по картинкам в книжках. Зимой делают сами кормушки для птиц.


На школьном стадионе проходят в теплое время и уроки физкультуры, а ведет их сама Антонина Михайловна. Хотя директору уже 65 лет, она в прекрасной физической форме и легко может пройтись колесом. Да и что делать? Школа-то малокомплектная, лишнюю учительскую ставку себе позволить не могут. Доступ же в спортивный зал всегда открыт, на переменах можно размяться, побегать, попрыгать, повисеть на шведской стенке, поиграть в пинг-понг…


После уроков — обед в светлой, уютной столовой, но перед ним — мытье рук. Девочки направо, мальчики налево. Возле раковин в санузле списки с фамилиями учеников, каждому номеру соответствует свое полотенце: розовые для девочек, синие для мальчиков, да и сами туалеты соответствующих цветов — красота!


Повторюсь, вся эта роскошь — для 20 с небольшим ребят. В прошлом году было всего 8 первоклашек, в этом уже 12, а выпустили 7 человек. Были и еще желающие, но больше школа принять не может.


— Мой сын полгода учился в московской школе, в Кузьминках, это был ужас, — рассказала мама четвероклассника Ивана Воеводина, Яна. — Мальчик не хотел идти в школу, обижался на учителей, плакал, а его дневник был весь красным от “двоек” и замечаний. Ребенок был постоянно на нервах. Здесь все по-другому, сын из отстающих стал хорошистом, у него была только одна “тройка” в прошлом году. И в школу просто бегом бежит. Детей немного, и они получают гораздо больше знаний, чем тридцать человек в классе. Вот и дочка Лариса пойдет учиться только сюда на следующий год.


Восторги родителей понятны. Если была бы подобная школа поблизости — сама непременно отдала бы в нее сына. У нас же, увы, гонятся за громкими названиями “прогимназия”, “гимназия”, “образовательный центр”, укрупняя школы, усложняя программы и забывая об том, что ребенку нужно особое внимание и индивидуальный подход — то, из чего состоит отличная почва для знаний.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру