Школа №1073 с углубленным изучением русской литературы, истории и культуры создавалась в 1991 году как авторская (по программам заслуженного учителя России Владимира Мыскина) и получила невостребованное на тот момент здание детских яслей на 100 мест. На этих ограниченных площадях до последнего времени учились около 180 детей 5—11-х классов. И, как выяснилось, более чем успешно: “100% наших выпускников, — рассказала “МК” директор школы Валентина Аксенова, — поступают в вузы”.
Родителей все это более чем устраивало. Но в 2008 году государство активизировало борьбу с малокомплектными школами. И чтобы уцелеть, 1073-я решила объединиться с другим малокомплектом — школой с двумя сотнями учеников и апокалипсическим номером 666. В последний момент дело сорвалось. В итоге школа 1073 так и осталась малокомплектной, и в 2010 году московские власти решили ее снести, а на ее месте построить современный детский сад. В июле семьи учащихся получили заказные письма окружного управления образования с предложением забрать личные дела детей в связи с закрытием школы. Но за документами не пошли. Школа решила защищаться.
Решение о закрытии, написали учителя и родители в “МК”, “является ошибочным, поскольку в итоге будет ликвидирована единственная в районе программа развития детей с этнокультурным русским компонентом” и “распущен уникальный детский и педагогический коллектив”.
Переговоры с руководством управления образования Южного округа на общем родительском собрании 25 августа успеха не принесли. Учителя и родители согласились покинуть свое здание лишь в обмен на объединение с другой малокомплектной школой, причем обязательно с сохранением своего номера и статуса. А таких школ, разъяснил “МК” 1-й замначальника управления образования Южного округа Борис Коваленко, в ведении которого находится 1073-я, “в округе не осталось. Мы предлагаем, чтобы школа №1073 перешла всем коллективом — дети и учителя — в центр образования №1450, и в качестве одного из направлений обучения вела русский этнокомпонент там. Но сохранить свой номер не удастся: в центре образования учатся около 1 тыс. детей, и изменить номер их школы ради сотни новичков было бы странно”. Главное же, подчеркнул он, в другом: “Нынешняя численность классов в школе №1073 составляет в среднем 15 человек. А после объединения возрастет до 25. Этого-то и не хотят родители”.
Именно малочисленность классов, а не уникальность школы №1073, по словам чиновника, и предопределила успешность ее выпускников. Вопреки утверждениям реформаторов снижение наполняемости класса сплошь и рядом повышает качество обучения, и пример московской 1073-й это подтверждает. Казалось бы, средних учебных заведений сейчас у нас много, детей мало, и это — идеальные условия, чтобы сохранить небольшие школы, где учат хорошо: дети и учителя только выиграли бы. Но это невозможно. Мы, напомнил Борис Коваленко “МК”, “живем в рамках нормативного финансирования. Там, где учеников мало, образуется бюджетный дефицит — в школе №1073 он достиг 8 млн. рублей. Кроме того, зарплата учителя предполагает преподавание в классе, где 25, а не 15 человек. Раньше за все по смете платило государство. А кто будет доплачивать такому учителю из своего кармана теперь? Отсюда и решение о реструктуризации”.