Галлоны чернил и тонны ластиков
— Стандарты меняются очень часто, нужно следить за тенденциями, нововведениями. Поэтому учителям, а особенно классным руководителям, помимо учебников необходимо покупать методическую литературу, читать и знать новые образовательные программы, — говорит директор школы Татьяна Исаева.
Как правило, обычный набор педагога на начало учебного года состоит из нескольких комплектов учебников и огромного количества разных вспомогательных пособий.
— Я покупаю все книги, школа ничего не предоставляет. Нам нужно обязательно приобрести комплект учебников для каждого класса. Сейчас у меня четыре параллели, а бывает намного больше, — рассказывает учитель английского языка одной из московских школ Евгения Волохова. — Кроме того, необходима дополнительная литература. Дети лучше воспринимают игровую форму подачи материалов. Поэтому не стоит забывать про обучающие диски, фильмы, кассеты. Все это, конечно, стоит денег.
По словам Евгении, покупка только одного набора пособий обходится ей в 600 рублей, дополнительной методической литературы — 1000 рублей плюс ежегодно сдаются деньги на бумагу, картриджи для принтеров и прочую мелочь. Оборудование тоже приходится иногда покупать самим.
— Недавно, например, купила магнитофон. В классе не было, — добавляет преподаватель английского.
В провинциальных городах цены хоть и меньше, но расходы все равно сводятся примерно к одному знаменателю. Так, стоимость учебников варьируется примерно от 250 до 300 рублей, да и дополнительная литература обходится в 200—300 рублей.
Свою лепту в школьное благополучие вносят и родительские комитеты.
— Да, спасибо большое им. Они берут на себя часть расходов по оборудованию класса и подготовке помещений к 1 сентября, — выражает благодарность учитель московской школы.
К новым тенденциям можно отнести появление у некоторых представителей педагогического сообщества электронных книг.
— Они удобны, мобильны, вмещают целые библиотеки. Правда, стоят недешево. Я, например, приобрела за 12 тысяч, — делится опытом московский учитель МХК Маргарита Львова. — Но обычную книжку все же не заменить. Там показательнее, да и красочнее, что ли...
Главное, чтобы костюмчик имел
Большое внимание уделяется внешнему виду преподавателей.
— Выглядеть хочется хорошо, стараюсь обновлять гардероб часто. С детьми все-таки работаешь, а они народ очень внимательный. Вот вчера купила себе брючный костюм, несколько кофточек, чтобы иногда менять, — рассказывает о своих покупках молодой учитель Евгения Волохова.
По словам педагога МХК Маргариты Львовой, дети очень внимательно смотрят, во что одет учитель, оценивают и даже критикуют.
— Меня это сначала так удивляло. Коллеги даже не представляют, что их обсуждают. Я это узнала, когда сменила роль, оказалась на месте родителя, а не учителя. Прическа, новая одежда или какая-то мелочь во внешнем виде — все рассматривается под микроскопом. Часто можно услышать осуждение со стороны детей за неподходящие к костюму туфли или допущенную во внешнем виде неаккуратность. Поэтому стараешься подбирать синий к синему, а не зеленый к розовому, — улыбаясь, комментирует преподаватель.
Кроме того, Маргарита Викторовна одевается стилизованно под каждую новую тему урока. “Это более наглядно. Лучше запоминается ребятами, оседает в памяти, так же как и презентации”, — поясняет учитель МХК.
Маргарита Львова может позволить себе одеваться в дорогих магазинах, поскольку существует дополнительный доход. Но далеко не у каждого есть мужья-жены с хорошей заработной платой.
— Недавно мне старшеклассники выдали! Сказали, что вообще не понимают, что я делаю в школе, поскольку неплохо одеваюсь. Какой следует из этого вывод — наш социальный статус очень низок, дети, которых мы учим, считают, что учитель — это неудачник и в средние учебные заведения могут прийти только люди с несложившейся судьбой. Разве это правильно? Нужно ломать такие стереотипы, — высказывает свое мнение преподаватель.
Немного другими возможностями располагают учителя из провинции, ведь уровень жизни столицы и остальной России отличается весьма ощутимо.
— Не каждый коллега может позволить себе купить к началу учебного года новый костюм или просто рубашку. Но все стараются выглядеть соответственно. Приобретают не крупную вещь, а какую-то мелочь, для того чтобы разнообразить свой гардероб. Например, купить бусы, платочек, сумочку или сделать новую прическу, — говорит директор курской областной школы Татьяна Исаева.
В большинстве своем такие преображения касаются женщин, мужчинам требуется намного меньше. Да и преподавателей сильного пола в провинциальных школах очень мало.
О своей подготовке к учебному году рассказывает учитель по информатике иванинской средней школы Александр Шмаков:
— Купил себе костюм, туфли, рубашку и всякие мелочи. Все обошлось примерно в 7 тысяч, а зарплата у меня — 9. Так что 1 сентября — это, конечно, праздник, но для меня он пройдет без настроения.
“Даже отвертку в школу отнес”
И все равно настоящего педагога волнует не внешний вид и даже не наличие канцтоваров в ящике стола, а готовность оборудования к работе. По словам учителей, на запчасти для компьютеров никто денег не дает, все приходится ремонтировать самому.
— У меня дома даже отвертки нет, все в школу принес. Как можно начинать работу, если техника не в порядке? — жалуется информатик Александр Шмаков.
Кроме того, в школе заканчивается лицензия на программное обеспечение, в перспективе — ее замена на другую. Учителя возмущает сложность переучивания школьников.
— Три года назад для всех школ России купили лицензированную программу, а теперь ее срок закончился. Перестраивание школьников на новую комплектацию займет огромное количество времени. Я написал обращение о помощи на сайт президента. Верхушка спустила решение проблемы вниз. А область покупать не хочет. Три миллиона рублей, мне кажется, для нашей структуры не такие большие деньги, — возмущается бездействием властей Александр Анатольевич.
И тем не менее все познается в сравнении. У Александра Шмакова десятилетний педагогический стаж. Он говорит о том, что с прошлых лет ничего не изменилось. Базовые зарплаты как оставались маленькими, так и не выросли. Хоть и существует иллюзия повышения уровня жизни.
Другого мнения придерживается московский педагог Маргарита Львова:
— Я могу сравнить, как люди жили в 1998 году и сейчас. И не понимаю, как можно тогда было выжить. Тогда я получала 40 долларов в месяц, притом что была классным руководителем и имела 23 часа в неделю. Сейчас есть доплаты, зарплаты выросли. Хоть они, конечно, невысокие, но хотя бы прожить можно.
Как ни крути, для того чтобы подготовиться ко Дню знаний, учителю в среднем нужно от 7000 до 12 000 рублей. И это даже не средняя цифра, а всего лишь необходимый минимум. Так что учтем средние зарплаты по нашей стране и сделаем вывод. Один первосентябрьский поход в школу равен в денежном эквиваленте работе в течение нескольких месяцев. А ведь по-другому и не получается, деваться-то педагогам некуда.