Что должен знать каждый владелец пластиковой карты
Поделиться
Что делать, если в ресторане не удается расплатиться картой за съеденное, денег с собой нет? Как отличить мошеннический «интернет-магазин» от настоящего? Что предпринять, если банковская карта заблокировалась в иностранной поездке? Эти и многие другие вопросы читателей «МК» адресовал руководителям Департамента информационных технологий и Департамента пластиковых карт Транскапиталбанка Валерию Шеину и Наталье Какуриной
- Я часто покупаю товары в Интернет-магазинах, расплачиваясь своей пластиковой картой. Это здорово экономит время и деньги. Недавно я хотела сделать заказ на одном сайте. Но оплата не прошла, система отклонила платежи. Означает ли это, что у меня с картой какие-то проблемы? - Мария, Москва
Валерий Шеин: Мария, скорее всего, проблема не с картой, а в обмене информацией между банком-эмитентом карты и Интернет-магазином (системой Интернет-платежей). Например, политика безопасности в области интернет-платежей, принятая в Транскапиталбанке, требует отклонять транзакции по картам, если Интернет-магазин (система Интернет-платежей) не передает банку-эмитенту при авторизации дополнительный код безопасности карты CVV2 (CVC2). Обычно данный код расположен на обратной стороне карты, на полосе для подписи держателя или справа от нее. Таким образом, банк защищает клиента от возможных мошеннических действий. Если клиент осознанно принимает на себя все риски, связанные с проведением транзакций по его карте в сети Интернет, то по его заявлению банк может поставить его карту в «лист исключений» и тогда проверка CVV2 кода производиться не будет. В большинстве случаев, возможную причину отказа в операции по карте можно узнать в службе поддержки клиентов банка.
- Раньше, когда я расплачивался картой в магазине, у меня никогда не спрашивали пин-код. Кассиры просто проводили картой по терминалу и я расписывался в чеке. Затем у нее вышел срок действия и в банке мне ее поменяли. Теперь продавцы требуют, чтобы я подтверждал снятие денег, вводя пароль. Могу ли я написать заявление в банк, чтобы расплачиваться картой по-старому? - Net_Gear
Наталья Какурина: Уважаемый Net_Gear! Такое изменение могло произойти только в двух случаях. Если у Вас поменялся тип карты на Cirrus/Maestro, то по правилам платежной системы MasterCard операции по карте Maestro в магазинах требуют обязательного ввода пин-кода. В этом случае Вам можно посоветовать заменить в Банке карту на карту другого типа (MasterCard Standart/Gold/Platinum или Visa Classic/Gold/Platinum). Другой возможный случай - если у Вас раньше была карта только с магнитной полосой, а теперь Вам выдали в Банке карту, на которой присутствует как магнитная полоса, так и чип. Оплата покупки в магазинах с помощью чиповой карты в ряде случаев требует ввод пин-кода. Если Вам выдали чиповую карту, то рекомендуем продолжать пользоваться такой картой, она более безопасна. Стоить отметить, что скорость обслуживания при вводе пин-кода выше, чем обслуживание с росписью на чеке.
- Заехали на АЗС. Наличных денег с собой не было, но успокаивало, что на двери заправки была наклейка-объявление о том, что здесь принимают пластиковые карты. Когда заправили полный бак, выяснилось, что у кассира, как он выразился, нет связи, и он не может принять мою карту. Была очень некрасивая история, работники заправки не выпускали нас со стоянки, другу пришлось на попутке ехать к ближайшему банкомату. Что делать в такой ситуации?, - Степан, Москва
Н. К.: Посоветовать можно следующее:
1. Попытаться заставить кассира принять карту. Если связь неустойчивая, то после нескольких попыток есть вероятность, что транзакция пройдет. Кроме того, лучше пользоваться не электронными картами (Visa Electron или Maestro), а Visa Classic/Gold или MasterCard Standard/Gold. Дело в том, что по таким видам карт в торговых точках вероятность проведения платежа при плохой связи выше.
2. Предложить работникам слить бензин обратно.
- За ночь собралась в срочную командировку в Финляндию, наличных ни одного евроцента. В магазинчике покупала копеечные сладости, расплачивалась картой. Но мой банк внезапно ее заблокировал. Осталась без конфет, денег и связи. В роуминге быстро обнулился баланс сотового. Позвонить в банк не могла — нет денег. Кое-как ночью в гостинице нашла телефон, 15 минут дозванивалась в Россию в службу поддержки своего банка, разблокировала карточку, но зато потом отель выставил мне громадный счет за переговоры. Зачем нужна такая «забота» о клиенте? - Юлия, Москва
Н.К.: Юлия, сожалею, что вам пришлось испытать неудобства. Но поймите - для борьбы с мошенниками и в соответствии с требованиями платежных систем банки проводят мониторинг операций клиента с целью выявления необычной для клиента активности карты. Подозрение может вызвать проведение операций по карте в один день в разных местах (если они значительно удалены друг от друга), проведение операций в «подозрительных» точках (например, если в этой торговой точке прошла хоть одна мошенническая операция, точка сразу попадает в список «подозрительных») и др. Банки, выявив подозрительные транзакции, как правило, перед блокировкой карты пытаются связаться с держателем карты по телефону, чтобы убедиться, что это именно он совершил те или иные операции по карте и что карта не утрачена и не находится в руках мошенников. Если часто приходится ездить за границу, все-таки рекомендуется всегда иметь с собой небольшую сумму наличных денег, иметь не одну, а несколько карт, желательно разных систем (Visa, Mastercard). Стоит и предоставлять банку актуальный номер мобильного телефона, а также альтернативные способы связи, чтобы банк всегда мог с Вами связаться, в случае необходимости.
- Недавно мне позвонили какие-то люди, представились службой безопасности банка, сообщили, что с моей карты кто-то активно снимает деньги, и предложили ее заблокировать. Для этого я должен был назвать ее номер и пин-код. Но я-то знал, что у меня на карте ничего нет, поэтому просто послал их подальше. Может ли служба безопасности банка в реальности позвонить своему клиенту с такой просьбой? - Василий
Н. К. : Василий, определенно, Вам звонили мошенники. Сотрудники специальной службы банка могут звонить клиентам с целью выяснения сам ли клиент провел те или иные операции с картой, а в отдельных случаях и рекомендовать клиенту заблокировать карту. Но ни один сотрудник банка не имеет права спрашивать у клиентов ни коды безопасности, такие как CVV2 (CVC2), ни ПИН-код карт. Если Вы подозреваете, что пин-код или CVV2 Вашей карты стал известен кому-либо, то немедленно заблокируйте свою карту и закажите в банке перевыпуск карты с новым пин-кодом. А для того, чтобы убедиться, что Вам звонят именно из Вашего банка лучше самому перезвонить в службу поддержки клиентов Вашего банка, телефон которой указан на оборотной стороне карты, и выяснить кто именно Вам звонит.
- Всякий раз, расплачиваясь своей картой за авиабилеты или услуги, подспудно боюсь, что мой номер и пароль перехватят какие-то мошенники и высосут с моего счета все до копейки. Как банки защищают интернет-платежи? - Cityspirit
В. Ш.: Для того, чтобы свести к минимуму риски потери денежных средств с карты, необходимо придерживаться следующих правил:
1.Не использовать карту для оплаты товаров и услуг на малознакомых сайтах с сомнительным содержанием. При этом следует иметь в виду, что могут существовать сайты-клоны известных интернет-магазинов или систем интернет-платежей, которые создаются исключительно для считывания всех атрибутов банковских карт и в дальнейшем списания с них денежных средств.
2.Не использовать для совершения операций в интернете карту, на которую начисляется Ваша зарплата или находится крупная сумма денег. Для интернет-платежей лучше использовать электронные (типа Visa Electron MasterCard или Cirrus/Maestro) или виртуальные карты, на которых находится строго ограниченная сумма денег.
3.Для совершения интернет-платежей преимущественно использовать сертифицированные платежные интернет системы, такие как: PayPal, ASSIST, ChronoPay, Moneybookers, Cyberplat, E-Gold, PayCash, E-port, WebMoney.
4.Никому не сообщать дополнительный код безопасности карты CVV2 (CVC2).
5.Ввод атрибутов карты должен осуществляться с использованием закрытых (зашифрованных) интернет-протоколов (например SSL), при этом визуально в адресной строке браузера адрес интернет-страницы для ввода данных по карте должен начинаться с https://.
Банк может защитить интернет платежи только запрашивая дополнительные коды для авторизации, например процессинговый центр Транскапиталбанка, отклоняет транзакции по картам, если Интернет-магазин (система Интернет-платежей) не передает при авторизации дополнительный код безопасности карты CVV2 (CVC2).
- Увидел на сайте банка предложение выпустить какую-то виртуальную карту. Что это такое, и совпадает ли счет реальной и виртуальной карты? - Светлана Владимировна, Одинцова
В. Ш.: Виртуальная карта – набор данных (номер карты, срок действия, CVV2-код), предназначенный в основном для совершения интернет-платежей. Счет у виртуальной карты может быть единым с реальной картой, что не целесообразно, или индивидуальным — это гораздо рациональнее. Транскапиталбанк в ближайшей перспективе планирует начать выпуск виртуальных карт.
- Как проверить порядочность Интернет-ресурса, на котором я расплачиваюсь картой за услугу?, - Иван Федорович, Тверь
В. Ш.: Собрать информацию о сайте, просмотреть содержимое сайта, прочесть отзывы других клиентов. Стоит проверить, использует ли интернет-коммерсант сертифицированные платежные интернет системы PayPal, ASSIST, ChronoPay, Moneybookers, Cyberplat, E-Gold, PayCash, E-port, WebMoney. Выясните, используется ли при совершении платежа сертифицированные протоколы безопасности (например, SSL). Визуально это можно увидеть в адресной строке в виде обязательного символа https:// в адресе страницы ввода данных по карте.
- Я пользуюсь пластиковой картой ровно раз в месяц, когда снимаю с нее зарплату. Соответственно, месяц карта лежит без движения. Могут ли мошенники, пользуясь тем, что я за ней не слежу, как-то использовать ее?, - Роман, Долгопрудный
В. Ш.:Если Вы надежно храните карту, не передаете ее на время в чужие руки, не раскрываете другим лицам ПИН-код и CVV2 код, то риск ее мошеннического использования минимален. Если карта была скомпрометирована (информация с карты скопирована, коды раскрыты), то мошенники смогут изготовить без Вашего ведома копию карты и использовать Ваш счет для проведения мошеннических операций по поддельной карте или осуществления интернет-платежей. Для того чтобы обезопасить себя от таких операций рекомендуем подписаться на услугу СМС-информирования. Подписавшись на данную услугу и получив СМС-сообщение о проведении не санкционированной Вами операции, Вам следует незамедлительно обратиться в службу поддержки клиентов банка и заблокировать карту, а затем совместно с банком провести расследование по несанкционированным платежам. Таким образом, Вы предотвратите проведение по Вашему счету других мошеннических операций. Транскапиталбанк предлагает своим клиентам услугу СМС-банкинга, которая предусматривает помимо СМС-информирования об операциях с картой также возможность блокирования и разблокирования карты СМС-сообщением. Банкоматы лучше использовать те, которые стоят в офисах банков или в других местах под наблюдением, для исключения считывания данных по Вашей карте с помощью специальных устройств - скиммеров.
- Ужинала в ресторане. Наличных мало, решила заплатить картой. Спустя какое-то время пришел официант со словами, что банк отклоняет транзакцию. Как оказалось, ресторан не знал технологию работы с чипованной картой. Может ли банк отклонить транзакцию даже при наличии необходимой суммы на счету, если торговая точка неправильно проводит операцию? Расскажите подробнее о различиях в проведении операций по обычной карте и по карте с чипом. Что делать в данной ситуации клиенту? - Лариса, Екатеринбург
Н. К.: Если на карте есть чип, то продавец (официант) должен провести транзакцию в терминале используя чип (как правило, чиповая карта имеет дополнительно магнитную полосу). Если терминал выдает ошибку обмена информацией с чипом или ошибку приложения, то можно попробовать провести операцию по магнитной полосе карты. Если по чиповой карте попытаться сразу провести транзакцию по магнитной полосе этой карты, то банк может отклонить данную транзакцию. Кроме этого, по чиповым картам в ряде случаев требуется вводить пин-код даже при оплате картой в магазинах и ресторанах. В такой ситуации стоит потребовать от продавца (кассира, официанта) позвонить в обслуживающий их торговую точку банк, в службу поддержки, чтобы проконсультироваться, как обслужить карту, поскольку обучение продавцов является обязанностью банка, обслуживающего торговую точку (ресторан).