Горожане еще не привыкли к появлению на улицах вместо привычных стражей порядка представителей одной из самых вольнолюбивых народностей на Руси — донских казаков.Тем не менее аккурат с 9 мая этого года по выходным они контролируют обстановку на центральных улицах Железнодорожного.
В минувшее воскресенье корр. “МК” вместе с казачьим патрулем вышла в рейд, чтобы навести порядок на самых оживленных бульварах города. Забегая вперед, скажу, что за время дежурства ситуация между нами и нарушителями общественного порядка местами накалялась. Но каким-то удивительным образом переговоры заканчивались на дружелюбной ноте. Сама же, признаюсь, давно не испытывала такого спокойствия и уверенности в завтрашнем дне, пока не оказалась под крылом казачьего отряда.
На часах 18.00. Вместе с наказным атаманом “Посольской станицы” войскового казачьего общества “Всевеликое войско Донское” (это по должности), казачьим полковником (это по чину) Николаем Васильевичем Селиным, хорунжим Сергеем Шитовым (а по должности — начальником штаба), их братьями-казаками Сергеем Лариным и Петром Капичаном начинаем движение по городу. Мои спутники — при полном параде: белые рубашки, брюки с красными лампасами, лихо сдвинутые набок фуражки.
— Форма — обязательный казачий атрибут, потому что она дисциплинирует человека. Однажды во время дежурства к нам подошел мужик в шортах, обозвал ряжеными и сказал, что он — потомственный казак, — рассказывает Николай Васильевич. — Начали разбираться, поговорили с ним вежливо. Я ему рассказал, чем мы занимаемся, какие наши цели, чего достигли. Ему ничего не оставалось, как замолчать.
Селин достает из планшета “Свидетельство о государственной регистрации общественного объединения”.
— Это я для вас принес, чтобы не думали о нас как о самозванцах, — он протягивает мне документ. В нем говорится, что “Казачье общество “Посольская станица” было создано в августе 1999 года и зарегистрировано в Ногинском районе. Главная цель объединения — возрождение казачества, обеспечение его единства, защита гражданских прав и свобод, чести и достоинства казаков и членов их семей.
— К сожалению, не могу сказать, что на сегодняшний день все мы едины, как этого хотелось бы, — грустно говорит Николай Васильевич. — Вот простой пример: донские казаки немалую часть средств вкладывали в развитие Донского монастыря. А представители Центрального казачьего войска считают, что мы не имеем к монастырю отношения, потому что он находится на их территории. Они неоднократно говорили нам, чтобы мы занимались делами только на своей территории, то есть у себя на Дону. Да, там мои корни, родился я в Горьковской области, а здесь — пригодился.
Селин рассказывает, что его отец, Василий Спиридонович, воевал в конной разведке под Ленинградом, другой родственник служил в кавалерийских казачьих войсках. Супруга наказного атамана тоже своя, родная — с казачьими корнями. Николай Васильевич — ветеран Вооруженных сил. В свое время он участвовал в разрешении межнациональных конфликтов, долго контактировал с казачьими представителями, а потом и сам принял решение — верстаться в казаки. Казачий полковник Селин считает, что возрождение казачества началось в 2005 году, с того самого дня, когда Путин встретился с атаманами округов Всевеликого войска Донского (ВВД). Тогда ему был присвоен казачий чин полковника. Немногим позже состоялся внеочередной Большой круг Союза казачьих войск России и зарубежья. На этом мероприятии верховным атаманом был избран войсковой атаман ВВД казачий генерал Виктор Петрович Водолацкий. То обстоятельство, что он работает в Госдуме, Николай Васильевич считает фактом признания казачества.
— В апреле прошлого года меня избрали атаманом, и я уверен, что нам удастся внести достойный вклад в развитие казачества в Подмосковье. Я постоянно нахожусь контакте с войсковым старшиной Похвалеевым Сергеем Петровичем. Он является связующим звеном между нашей организацией в Подмосковье и Сальским округом Ростовской областиВВД, — рассказывает Селин. — Еще с древности известно, что казаки исправно охраняли территориальные границы. В данный момент я считаю, что мы охраняем правовую границу. Ведь патрулируя улицы, мы предупреждаем возможное пересечение человеком границы закона.
Атаман, оглядывая окрестности, в какой-то момент внимательно присматривается к группе молодых парней лет 20, стоящих на обочине тротуара. Одному из них, видимо, не по себе. Он растянулся на лавочке, раскинув ноги в стороны. Не спеша подходим. В руках у каждого по банке пива, на траве в сумке — еще целая батарея. А возле лежащего — початая канистра с вином. Вид у компании довольно неприветливый, они косятся в нашу сторону, о чем-то переговариваясь. В таких случаях обычно возникает непреодолимое желание скрыться подальше.
— Добрый вечер, парни, — доброжелательно улыбается хорунжий. — А вы знаете, что в общественных местах спиртные напитки распивать запрещено? Уберите все, пожалуйста.
Просьба настолько проста, понятна и сделана в дружелюбной форме, что, поначалу растерявшись, молодые люди не знают, что и ответить.
— А мы отдыхаем, никому плохого не делаем, а вы пристаете, — оживляются двое. Казаки, улыбаясь, обступают лавочку.
— Вот смотрите, детишки мимо вас ходят и видят, как вы пиво и вино пьете. А это — дурной пример. А еще за друга вашего переживаем, — Сергей Шитов с мастерством опытного психолога, прищуриваясь, легко находит нужные слова. — Вот тебе, наверное, худо (он обращается к лежащему), а может, ты что-то отравленное выпил. Знаешь, меня тоже когда-то так называемые друзья спиртным с клофелином опоили. Ты вот видишь, какой я здоровый да высокий, и то еле отошел в тот момент. Ну что у тебя болит, расскажи.
Парень сразу вскакивает: “Да ничо у меня не болит!”. Но, чувствую, от компании прямо веет агрессией. Мои спутники это прекрасно понимают и опять настойчиво заводят свою “шарманку”:
— А что, ребят, в казаки хотите записаться? Мы принимаем. Научим вас джигитовке, с холодным оружием обращаться, ножи метать. У нас ведь свой учебный центр есть.
Ребята оживляются и начинают улыбаться: “А вы нас нагайками стегать не будете?”
— Зачем стегать, мы же добрые, — говорят патрульные, отмечая про себя, что переход на юмор — уже залог успеха. Молодежь начинает убирать спиртное в сумки и обещает, что больше освежаться пивом и чем покрепче в общественных местах не будет. Проблема разрешена, и мы идем дальше. Похожих диалогов во время дежурства у нас набралось около десятка.
Всякий раз я следила за разговором и не могла понять, в чем секрет. Почему молодые люди как-то незаметно для себя после нескольких “волшебных” казачьих фраз подчинялись им, убирали спиртное, а кто-то просто вставал и уходил по-хорошему. Возможно, они чувствовали, что за этими улыбчивыми красивыми людьми стоит необъятная мужская сила. В какой-то момент мне вспомнился рассказ, показывающий, насколько грозной бывает казачья слава. Речь в нем шла о войне 1812 года и забавной истории, приключившейся со старушкой. Пытаясь объяснить что-то французам, пришедшим в деревню мародерничать, она случайно произносит слово “коза”. А тем показалось, что она сказала “казак”. Это слово так подействовало на французских солдат, что они в испуге поспешили ретироваться. Кстати, еще Толстой говорил, что на казаках лежит главная заслуга в создании Российского государства — от берегов Дона до Тихого океана.
Но вернемся на бульвар, к участникам рейда. Признаюсь честно, одна из встреч у нас выдалась достаточно неприятной. На лавочке уже под парами сидели двое, явно не местных. Продолжая накачивать себя пивом, они резко выматерились в ответ на вежливое замечание дежурных. Тогда в голосах и жестах Селина с Шитовым зазвучал металл. Они не применяли силу и даже не дотрагивались до хулиганов, они смотрели им в глаза и говорили верные слова. На всякий пожарный Николай Васильевич держал наготове мобильный телефон для оперативной связи с сотрудниками местного ОВД. Они в тот момент дежурили на привокзальной площади. К счастью, обошлось без звонка. Недовольные, мужчины все же встали со скамейки и удалились восвояси.
— С такими людьми очень трудно разговаривать, вот эти попались хамоватые, но порою и не поймешь, какие мысли у них в голове, — говорит Сергей Шитов. — У южного человека совершенно другие менталитет и культура, реакция на простые человеческие слова — неадекватная. С нашими намного проще договориться. Поэтому в общении с ними осторожность никогда не помешает. Мы пока только нащупываем их коммуникативные стереотипы.
Патруль возвращается со Школьного бульвара. Перед нами идет, переваливаясь, лошадь. Ее хозяйка делает свой маленький бизнес, приглашая ребятню покататься в седле. Все бы ничего, только вот туалета лошадиного нигде не предусмотрено. И когда копытное животное начало “бомбить” тротуар, Сергей Шитов не выдержал и сделал лошадиной хозяйке корректное предупреждение, что если та не будет убирать за лошадкой, то возможности здесь появляться у нее не будет. Девушка в ответ понимающе закивала.
На часах 21.15. Формально дежурство закончено, мы возвращаемся на бульвар Цветов и размещаемся на лавочке. Спрашиваю о перспективах на будущее, и казаки оживляются. В ближайший год в Железнодорожном они планируют открыть ярмарку сельхозпроизводителей. Сейчас ведутся переговоры с администрацией и представителями местной СЭС.
— С начала учебного года мы собираемся открыть казачий кадетский класс на базе общеобразовательной школы. Мы уже организовали центр православия и спорта, основное направление которого — военно-патриотическое воспитание молодежи, — рассказывает Николай Васильевич. — У детей появилась возможность заниматься рукопашным боем, овладеть обращением с холодным оружием, освоить фехтование, попробовать себя в конном спорте. А самое главное — они овладеют навыком уметь поддерживать в себе боевой дух. Кстати, в районе деревни Дятловка у нас расположены конюшни.
В команде у казаков — 18 офицеров. Войсковой старшина Черников Максим Михайлович уже проводит военно-патриотическую работу с 26 воспитанниками из Фрянова и Черноголовки. Это в основном дети из неблагополучных семей. С апреля прошлого года Николай Васильевич Селин организовал для ребят три лодочных похода по реке Клязьме и Воре: из Щелкова в Ногинск протяженностью 25 км, 18-километровый по реке Воре и 250-километровый маршрут через город Богородск в поселок Боголюбово под Владимиром. Одной из миссий участников была доставка икон и мощей в подмосковные монастыри.
— Молодой человек, получающий звание казака, должен соблюдать казачий кодекс чести, который вырабатывался веками. Если коротко, то его суть в следующем. Человек должен вести здоровый образ жизни, быть примером в семье, заботиться о старших, почитать заповеди православия и быть готовым к защите Отечества, — говорит наказной атаман Селин. — Уверен, что наш центр станет конкурентом агрессивным молодежным организациям, существующим в городском округе Железнодорожный. Когда меня назначили атаманом, я придумал девиз: “И всем препонам вопреки в Железке будут казаки!” Как видите, он частично воплотился в жизнь. Глава Железнодорожного Евгений Иванович Жирков активно участвует в разработке нашего устава, начальник УВД городского округа Евгений Алексеевич Романцев доверяет нам патрулирование улиц, а глава соседнего Ногинского района Владимир Николаевич Лаптев обещает выделить несколько десятков гектаров земли. Я думаю, мы получили поддержку благодаря тому, что народ почувствовал — в район пришли положительные, конструктивные силы.
* * *
На следующий день я позвонила Владимиру Николаевичу Лаптеву, чтобы узнать его мнение о перспективах развития казачества в его районе. Он ответил, что деятельность этих людей несет, несомненно, положительный заряд, но из-за малочисленности таких представителей в округе в ближайшее время о конкретных существенных результатах говорить не приходится.
Руководитель УВД городского округа Железнодорожный Евгений Алексеевич Романцев считает, что появление казачьего патруля в городе в свете реформы МВД — очень даже большое подспорье для их организации. На фоне сокращения нескольких десятков сотрудников деятельность казаков по охране порядка дает неплохие результаты.
— Пивной алкоголизм в молодежной среде — штука страшная. Подростки уже не представляют себе полноценного отдыха без бутылки с пивом. Казакам как-то удается с ними беседовать и проводить нужную линию, — рассказывает Романцев. — Это очень важная работа, если не сказать — главная. Ведь корень молодежной преступности — отсутствие благородной жизненной цели.
* * *
Открою секрет, что все мои родственники по отцовской линии живут близ донских берегов. Мой папа родился в станице Морозовской Ростовской области. Там всегда считалось, что настоящий казак — это человек вольный. Он никогда не соврет, потому что ему некого бояться, вперед идет с открытым забралом и строит отношения между людьми по принципу предельной открытости и порядочности. На такие поступки способны люди, очень сильные духом. В народе недаром считается, что лучшие представители казачества как никто понимали толк в управлении государством.