Трагедия на “Распадской” вновь заставила обратить внимание на российских горняков. Выяснилось, что средняя заработная плата отечественного шахтера составляет 20—25 тысяч рублей. Средний возраст — минимум 35 лет, а чаще — больше 40. Молодежь в подземные “смертники” идти не желает. Средняя продолжительность жизни горняка — 53 года. За мизерные деньги эти люди фактически постоянно рискуют жизнью, и ужас “Распадской” — логичная закономерность.
Советский шахтер был человеком уважаемым и обеспеченным. Теперь все изменилось. Каждую смену шахтеры идут на убой из-за нужды и безысходности. Фактически эти люди всего пару-тройку лет живут на пенсии — идеальный вариант для государства. Среди профессиональных болезней у горняков в большинстве случаев диагностируют пневмокониоз, слуховой неврит, радикулопатию и виброболезнь.
— Что говорить, если мой одноклассник, которому всего 50 лет, фактически инвалид. Он не пострадал в ЧП или аварии, а просто 23 года отработал на шахте. Теперь все деньги уходят на лечение, — сказал “МК” глава Независимого профсоюза горняков России Александр Сергеев. — Мы живем при капитализме, а условия труда доисторические! О людей вытирают ноги, никто не беспокоится их состоянием здоровья, материальным положением. Они вынуждены работать на износ, а потом их вышвыривают, как отработанную руду.
— Какова система оплаты труда шахтеров? Сильны ли профсоюзы?
— Система оплаты труда у нас в стране сдельная. Все зависит от того, сколько ты наработаешь, как выполнишь план. Премиальные зачастую больше, чем базовая часть зарплаты. Поэтому рабочие сами часто попустительски относятся к безопасности. Я сам проработал на “Распадской” и был свидетелем того, как блокировалась аппаратура, показывающая уровень метана. Это на российских шахтах обычное дело. Независимые объединения рабочих изничтожаются работодателем всеми силами при молчаливой поддержке государственных органов. В стране существует два основных профсоюза — официальный и наш, который сформировался на волне протестов конца 80-х — начала 90-х годов. Работодателю важно, чтобы каждый был сам за себя, чтобы не было рабочей солидарности.
— Скажите, бывали ли вы за границей? Как работают горняки в других странах?
— Я бывал на крупнейших шахтах США, Австралии. Зарплата шахтера там около 3 тысяч долларов. Нет зависимости от выработки. Если рабочий видит опасность на шахте, то тут же прекращает работу и вызывает специалистов, которые ее устраняют. При этом в деньгах он не теряет. У нас же в случае такой остановки человек получит в три раза меньше! Мы давно предлагаем перейти на повременную оплату труда, предлагаем обязать собственника производства нести ответственность за безопасность. Соответствующий законопроект давно лежит в Госдуме, но руки у народных избранников до него не доходят… Если положение дел не изменить, то трагедии, подобные “Распадской”, будут и впредь.
В прошлом году на российских шахтах погибло около 150 человек. Всего в России добывается 260 млн. тонн угля. Коэффициент производственной смерти шахтера к тонне добытой продукции составил в 2009 году 0,5—0,7. В США этот же коэффициент составляет 0,04, то есть на порядок меньше.