В школе №39 города Кемерова мальчишки подрались на переменке возле кабинета труда. Конфликт между 9-классниками Ильей и Андреем (имена изменены. — “МК”) разгорелся уже не в первый раз, и только словами подростки не обошлись. После того как они толкнули друг друга и обменялись плевками, Илья дважды ударил Андрея кулаком в нос. От удара юноша упал, из носа потекла кровь, парню даже пришлось обратиться за помощью к школьной медсестре.
Дома мальчик решил пожаловаться родителям, да и появление “боевых ран” все равно пришлось бы как-то объяснять. Мама и папа уже не первый раз слышали о словесных перепалках сына и его обидчика, и на этот раз терпению пришел конец. Родители обратились в милицию. В ЛОР-отделении местной больницы Андрею выдали справку о том, что нос действительно был разбит, а под глазом — большой синяк. Собрав все документы, пострадавшие направили их в местное ОВД. Однако следственные органы отказали в возбуждении уголовного дела, поскольку зачинщик драки Илья не достиг 16-летнего возраста, с которого, в случае с побоями, может возникнуть уголовная ответственность.
Но представитель прокуратуры рассказал родителям о возможности подать в суд и привлечь драчливого школьника к гражданско-правовой ответственности. Он согласился помочь составить заявление и даже представлял их интересы в суде, поскольку семья не из богатых, денег на адвокатов нет, да и юридической грамотностью родители побитого мальчика тоже не отличались. В заявлении была указана необходимость компенсировать расходы на лечение потерпевшего в сумме 1506 рублей, а также моральный вред в размере 10 тысяч рублей.
После той драки подростку пришлось несколько недель просидеть дома. Как объяснили “МК” в прокуратуре Кемеровской области, больше от моральных страданий, чем от физических. По словам Алексея Бугаеда, старшего помощника прокурора области по связям с общественностью, “факт душевных и физических страданий был подтвержден совокупностью доказательств по гражданскому делу, представленных прокуратурой”. Не отрицал своей вины и Илья. Однако его представителю сумма ущерба показалась завышенной. Тем не менее суд пришел к выводу, что моральный вред должен быть компенсирован в полном объеме.
— Возможность получить деньги с обидчика за принесенный моральный вред существует уже много лет, но ею никто не пользовался, — говорит Алексей Бугаед. — Все считают: ну подрались дети, и все. Теперь же родители, возможно, начнут задумываться, во что им может обойтись такая драка.
Как рассказал Алексей Бугаед, если родители или законные представители не заходят выплатить компенсацию, то судебные приставы будут изымать имущество 15-летнего подростка, чтобы компенсировать эту сумму, и подойдет для этого любой предмет: магнитофон, телефон или велосипед.
Прецедент создан. И, возможно, теперь по стране прокатится волна обращений в суд после обычных школьных драк, происходящих сплошь и рядом.