В ответ на требования крупнейших авиакомпаний глава Еврокомиссии Баррозу пообещал провести в понедельник экстренную видеоконференцию Совета ЕС на уровне министров транспорта, дабы принять решение о возобновлении полетов. Политики учтут успешные испытания, проведенные самими авиаперевозчиками, поднимавшими в небо пустые самолеты. В полетах использовались рейсовые лайнеры без пассажиров, в частности Boeing-737, Airbus А320 и А319, пилотируемые добровольцами из числа пилотов авиакомпаний. Экспериментальные полеты провели Air France, Lufthansa, а также British Airways, на одном из лайнеров которой в воскресенье поднялся в небо ее исполнительный директор. Приземлившись, он уверенно объявил прессе, что летать можно.
Эвакуация людей по-прежнему в основном проводится при помощи автобусов, поездов, а Великобритания для возвращения застрявших в портах Ла-Манша граждан задействовала корабли королевского ВМФ.
Что же касается виновника всех, — эксперты сообщили “МК” о скором прекращении извержения. Правда, радоваться пока рано.
— Активность вулкана заметно снизилась, но вполне вероятно, что Эйяфьятлайокудль лишь на время затаился, чтобы собрать силы для нового извержения, — рассказал “МК” специалист в области геохимии Института наук о Земле Университета Исландии Доменик ВОЛЬФ-БЁНИШ. — Уже в воскресенье из кратера вылетало значительно меньше вулканической пыли. Эйяфьядлайокудль — вулкан маленький, со сравнительно небольшим очагом магмы. Он неистовствовал около недели, но его потенциала не хватает, чтобы длительное время находиться в активной фазе. Однако он может в нее вернуться — через неделю или через месяц. И тогда Европу ждут новые неприятности.
— Эксперты предполагают, что формирования облаков вулканической пыли прекратится, если лава растопит весь покрывающий его ледник...
— Мы имеем дело с так называемым фреатическим типом извержения, при котором пепел поднимается на высоту в несколько километров в связи с испарением воды. Оно неизбежно в случае контакта раскаленной лавы со льдом. Однако Эйяфьятлайокудль покрывает ледник толщиной 200 метров. Извержение проделало в нем лишь дыры, несколько каналов для лавы. Полностью его растопить ему не хватит сил. Поэтому в случае повторного извержения Европу снова накроет облако вулканического пепла.
— Есть ли опасения, что проснется соседний вулкан Катла, который в разы мощнее?
— Мы постоянно замеряем активность Катлы, и пока ничто не указывает на возможное пробуждение. Но практически всегда после Эйяфьятлайокудля приходит и ее черед.
— Какой урон нанес вулканический пепел экосистеме Исландии?
— К счастью, начиная с первого дня извержения над Исландией дул северный или северо-западный ветер. Таким образом, большая часть сельхозугодий страны не пострадала вовсе.
Слухов о том, что происходит с воздушным пространством, в Париже больше, чем воробьев в Китае. Например, утром в гостинице один мужчина на голубом глазу мне сказал, что завтра улетит в Петербург — ему удалось перерегистрировать билет. Бегу на Елисейские Поля, где в доме №127 находится представительство “Аэрофлота”.
— Сколько уже стоите? — спрашиваю я первых в очереди.
— Да уже полтора часа.
— Что вам известно о полетах?
— Ничего не знаем. А вам?
Мне удалось узнать, что к середине понедельника ситуация была такова: 14 аэрофлотовских рейсов отменено. Если учесть, что в самолете примерно 170 человек, значит, более 2000 “курят” в Париже и в Москве.
— И все-таки, — вопрос главе представительства “Аэрофлота”, — вот как мне, застрявшей, как и всем остальным в Париже, вылететь в Москву?
— Могу сказать, что выпускают 4 аэропорта в Европе — Берлин, Мадрид, Барселона и Рим. Вы можете перерегистрировать свой билет и, если есть места, улететь.
— А у вас есть места?
— Если они в базе есть, занимайте очередь, билет перебронируется. Но гарантировать мы ничего не можем.
— А деньги вы возвращаете?
— Если они куплены у нас, возвращаем.
— Полную стоимость?
— Если человек не улетел, то полную, а если все-таки прилетел в Париж, то 50%.
Из Парижа в Москву есть еще вариант уехать на поезде: он ходит два раза в неделю, в понедельник и в субботу. На понедельник — ни одного места, на субботу — тоже. Мне удалось перебронировать билет до Ниццы, но как добираться до города на Лазурном Берегу, ответить тоже никто не может: железные дороги (к счастью, не по всем направлениям) бастуют. А автомобильные движутся с трудом.
Как реагирует публика? Одни философски относятся и ждут, когда возобновят полеты. Перед Гранд Опера создаются стихийные группы, которые рассчитывают автобусами добраться до Риги, а оттуда — как повезет. Например, арендовать микроавтобус на 8 человек до Вильнюса на сегодняшний день стоит 8 тысяч евро.
Из-за европейского коллапса в Лондоне застряла группа московских школьников. Дети в сопровождении двух педагогов и трех родителей должны были улететь домой еще 16 апреля, но теперь вынуждены продлить контракты на пребывание в Великобритании до вторника. Дети, как и прежде, живут в семьях, где разместились изначально. И даже если им придется остаться в Лондоне и дальше, то англичане ничего не имеют против. Тем временем один день проживания в английской семье стоит 1800 рублей. В эту сумму входит плата за жилье и обеды.
Известный ЖЖ-пользователь drugoi поместил в Сети крик души: “Большая просьба ко всем, кто оказался в Берлине или где-то рядом в той же ситуации, что и я, — самолеты не летают, в поезда не сажают (билетов на Москву нет до начала мая): если у вас появится возможность уехать в Россию на машине или автобусе, дайте знать, пожалуйста. Я оплачу свой проезд, если будет свободное место”.
Пользователь enia в Женеве описала опыт общения с российской авиакомпанией: “Менеджер предложил нам переписать билет на 20 апреля. Наши билеты были приобретены за бонусные мили и возврата не предполагали… Далее встал вопрос о жилье. Менеджер пожал плечами: “Вы поймите, столько народу, а места ограничены. Да и отели все в Женеве переполнены…” Мы стали качать права: вы нам дайте официальную бумагу, за печатью и личной подписью, что нам отказывают в поселение по той-то и той-то причине! И через полтора часа отель для нас был найден — вполне приличные 3 звезды. Дополнительно выдали карточки на проезд общественным транспортом...”
А на Белорусском вокзале Москвы — очень выгодное предложение: поездка на такси в Варшаву. Всего за 2 тысячи долларов.
Гнев земных недр сорвал огромное множество важных событий. Так, в Китай не могут доставить необходимые запчасти для готовящейся “Формулы-1”, без российских участников пройдет Лондонская книжная ярмарка. Из-за отмены всех транслатлантических рейсов в Москву не может вылететь делегация госдепа США, которая должна провести консультацию по вопросам усыновления российских детей.
Телеведущая Анфиса ЧЕХОВА на прошлой неделе вылетела на Кипр. В понедельник утром артисты узнали, что их рейс отложен.
— Я вечером должна была играть в спектакле “8 женщин”, но уже понятно, что вылетов сегодня не будет, — рассказывает по телефону Анфиса Чехова. — Хорошо, что организаторы спектакля в срочном порядке позвонили Эвелине Бледанс (она играет эту роль в другом составе) и она согласилась подменить меня.
Чудом на стал заложником вулкана Валерий ЛЕОНТЬЕВ.
— Я летел из Америки на концерт к вам же в “МК”, на “Звуковую дорожку”, и успел чуть ли не на последний рейс, который еще был на Россию через Париж. В аэропорту пришлось понервничать, но все сложилось. А сейчас у меня как раз начался гастрольный тур по России: в Тамбов и Воронеж я в итоге поехал машиной, а вот дальше у меня Ростов-на-Дону, Таганрог, Майкоп, Краснодар — сейчас решаем, как будем туда добираться.
Пришлось подкорректировать свою гастрольную деятельность и певице ВАЛЕРИИ. Из-за проблем с авиаперелетами пришлось перенести концерт в Одессе, который должен был состояться 20 апреля, — на 11 мая.
Фигуристке Татьяне НАВКЕ теперь придется забыть о поездке в Германию. Ледовое шоу, в котором она вместе с другими звездами должна была принимать участие, отменили.
А вот Филиппу КИРКОРОВУ пришлось расстроить своих поклонников в Германии, где у Фили как раз должен был стартовать тур. Концерты пришлось перенести. “Мы застряли, сидим в Москве, быть может, сегодня-завтра как-то выберемся”, — поделился с ними директор Киркорова Геннадий. “Ужас, как обидно! Будем делать все, что только сможем”, — вторит ему Филипп.